Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
С ними я познакомился
несколько ранее, когда получил предложение ставить на Красной площади «Бориса
Годунова». Идея меня чрезвычайно захватила. Я понимал, что это должно быть
нечто иное, чем опера. Опера, исполняемая среди огромного пространства перед
гигантской аудиторией, становится зрелищем площадным, почти цирковым. Проект,
увы, развалился, продюсера Отари Сохадзе посадили, а главный покровитель
проекта Сергей Станкевич, не знаю почему, укрывается в Польше. Я, слава Богу,
от их компании вовремя откололся, никакого отношения ни к потраченным ими
деньгам, ни к скандалу не имел. Но сохранил контакты, завязавшиеся на проекте. Начав работать с
Озавой, мы стали рисовать себе потрясающие планы. Захотелось поднять
оркестровую платформу наверх, на облако, точнее - создать такую иллюзию. Кроме
того, предполагалось повесить над оркестром искусственное облако и на него
проецировать лазером оркестр, крупные планы дирижера, поющих актеров. Про- 298 ект был очень
красивый, но дорогой. Как и «Годунов» на Красной площади, он осуществлен не
был. У меня от него сохранились эскизы. Короче, давно уже
мерещились мне разные фантастические действа, и когда пришло предложение
ставить на Красной площади спектакль к 850-летию Москвы, оно попало в самую
точку. Я согласился. И, естественно, пригласил своих друзей, специалистов по
масштабным зрелищам, прежде всего Марка Фишера. Каждое действие имеет
свои законы. Есть специалисты по массовым зрелищам, они знают, сколько сот
человек должно идти справа, сколько - слева, в зависимости от пространства и
от того, сколько зрителей в этом пространстве. Чем больше аудитория, тем меньше
возможность видеть происходящее на сцене. Рок-концерт на восьмидесятитысячном
стадионе или футбол, происходящий там же, имеют вполне определенные законы. На
рок-концерте люди слушают очень громкую музыку и видят на экране крупный план
певца. Сюжета у зрелища нет, он не нужен. А в футболе сюжет, и очень четкий: в
какие ворота будет забит гол - в левые или в правые? Восемьдесят тысяч человек,
сидящие на стадионе, приходят уже с пониманием правил игры. Но когда нужно сделать
не рок-концерт, а зрелище, имеющее сюжет, тему, развитие определенной идеи в
тех же зрелищных масштабах, это намного сложнее. Тут нужно найти форму
выражения достаточно сложной идее, формулируемой как «история города - история
страны». Чтобы рассказать
сюжет, нужны были очень броские, очень простые, видимые издалека символы.
Сначала казалось, что достаточно поставить серию масштабных живых картин, чтобы
воссоздать историю Москвы. Была и идея просто сделать концерт - то, что,
собственно, и осуществил Большой театр: собрал десяток номеров, солисты спели и
станцевали - публика поаплодировала. Но мне-то хотелось сделать так, чтобы
было действие, имеющее логику развития. А раз логика развития, значит, нужна
какая-то сквозная тема. |