Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Меня не раз
предупреждали по ходу работы, что американское телевидение очень консервативно,
очень агрессивно в отстаивании моральных стандартов: никакой крови, никакого
секса, никаких «висящих частей тела». Не думаю, что если есть запреты, то нет
искусства. Я вырос и работал в стране, где было запрещено все: мне ли было
после этого бояться строгостей американского телевидения? И все-таки, к моему
удивлению, продюсеры, посмотрев смонтированную картину, оставили немало
жестоких кусков. Конечно, Одиссей -
герой и воин, личность эпическая. Он эпичен и в битве под стенами Трои, и в
битве с женихами в собственном доме. Конечно, это образ-гипербола. Он
супермен. Мы творили о нем героический миф. Но миф оживает, когда наполняется
реальностью. Кадры стрел или копий, пронзающих живое тело, не могут быть без
крови, крика и ярости. Сражение с женихами, мне кажется, получилось. Есть
напряженность, энергия. Я первый раз снимал
для телевидения, многое нужно было понять. Я и раньше знал, что эпичность
определяется не количеством статистов на экране - эпичны прежде всего должны
быть характеры. В «Клеопатре» Манкевича тысячи статистов, но по духу картина не
тянет и на миниатюру. Эпический характер должен быть написан уже в сценарии. Принято говорить:
телевидение - это крупные планы. Действительно, телеэкран требует пристального
взгляда на человеческое лицо. В кино экран намного больше и видно 295 на нем намного
больше. Надо было приспособить свой язык к телевизионному восприятию, что, как
выяснилось, несложно. Сложнее было привыкнуть к мысли, что твой фильм будет то
и дело прерываться рекламой. Мое отношение к этим рекламным паузам с течением
лет серьезно поменялось. Сначала они казались мне кощунством. Зритель должен
смотреть картину от начала до конца, погружаясь в ее атмосферу - реклама
атмосферу убивает. При этом я забывал, что телезритель и кинозритель - это две
в корне отличных породы. В кино зритель беспомощен: свое неприятие он может
выразить либо заснув, либо покинув зал. Иного выбора нет. Он во власти экрана и
темного зала. А телезритель над экраном властен. Он может переключиться на
любой другой канал, а помимо того, с ним постоянно ощущение присутствия иных
дел и иного мира. В кино ты вошел в зал и отключился от остальной жизни. А дома
можно попутно говорить по телефону, посмотреть в окно (что там делает
ребенок?), поставить чайник, выйти в туалет или вывести во двор собачку.
Внимание гораздо менее сосредоточено. Подсознательно мы ощущаем множество
других возможностей. А значит, в телевидении рекламная пауза не только не
вредна, но просто необходима. Если фильм зрителю интересен, то он помнит, что
впереди рекламная пауза: на нее он отложит и заваривание чайку, и выход в
туалет, и срочный телефонный звонок. Поэтому я уже строил фильм с учетом
будущих рекламных вставок. Просто нужно перед их началом подвесить зрителя на
крючок, не дать ему во время паузы растерять свой интерес. Для этого картину
нужно строить главами. |