Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
И, конечно, одной из
самых главных, самых сложных ролей была для меня Пенелопа. Сыграла ее Грета
Скакки, чем очень выручила картину. И на этот раз мне тоже было нелегко
добиться, чтобы снималась она. Продюсеры хотели звезду американского
телевидения. Я пришел в ужас. Без Греты я, наверное, отказался бы. Прежде всего
она одна из самых красивых женщин, которых я только видел в жизни. По отцу
итальянка, по матери англичанка; у нее не американский тип лица, что было
здесь очень важно. Грета с ее боттичеллиевским лбом идеально подходила для роли
античной царицы. Если всерьез
прочитать «Одиссею», понятен станет мир, в котором жили ее герои. Он вполне
жесток и кровав. Одис- 293 сей на протяжении
эпоса убивает немало людей, а в конце вообще учиняет побоище, отправляя на тот
свет две с половиной сотни человек, в том числе и всех своих слуг. Кого-то
повесил, кого-то удушил. Разбой фантастический. Не забудем и то, что Одиссей
жил в мире, где нормой было многоженство, у него были наложницы и рабыни. Сексуально
греки, мягко говоря, были достаточно раскованны, включая и сексуальную
ориентацию. Они были свободны и в отношении морали. Одиссей, к примеру, не без
сожаления уезжая от Калипсо, ложится с ней напоследок в постель. Современного
зрителя это бы шокировало, провоцировало на ненужный протест, внутренний спор,
отторжение. Точно так же если подробно запечатлеть на пленку жизнь
сегодняшнего племени, то что-то показалось бы непонятным, что-то отталкивало
бы. А когда непонятно, когда отталкивает, теряются и мотивы поступков героя.
Поэтому мы старались снять провоцирующие моменты и в эстетике (кровавые
жертвоприношения, обычные у греков), и в отношении морали (вроде сексуальной
всеядности Одиссея). Мы приближали
«Одиссею» к пониманию сегодняшнего человека. Так или иначе, приходилось
адаптировать эпос, в том числе и в плане отношений героя с женщинами, с
врагами, в плане решения финала. Ничего не поделаешь: мы живем в мире,
подчиненном моральным нормам, и надо было найти моральное оправдание бойне,
завершающей повествование. Одиссей ушел в свое
путешествие не потому что ему захотелось странствовать. Его вел долг. Он ушел
защищать мир, созданный им вокруг оливкового дерева. На брачном ложе,
построенном им под этим деревом, был зачат Телемах. Если бы Одиссей не пошел
штурмовать Трою, люди, с которыми его связывала клятва верности, вычеркнули бы
его из числа своих союзников и народ Итаки остался бы беззащитным перед
вторжением любых захватчиков. Но пока Одиссей странствовал по миру, захватчики
все же пришли. 294 Это женихи. Они
домогались его жены, спали с его наложницами и служанками, ели его еду. Они
покушались на благосостояние Одиссея. В нашей картине они покушаются еще и на
мир, созданный его трудом, волей, страстью. Они не просто женихи - они
узурпаторы. И в этом случае мотивы Одиссея понятны зрителю. Мы, естественно, не
собирались показывать бойню в том объеме, в каком она выписана у Гомера. Но тем
не менее эта сцена сделана достаточно кровавой, людей порубано Одиссеем
достаточно. |