Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
291 концов их удалось
убедить, и мы построили это немалых размеров чудище. Выглядело оно впечатляюще. Компьютерные съемки
использовались и для того, чтобы поместить в интерьер животных, которых в
реальности совместить немыслимо: пантеру, льва и орангутанга. Каждое животное
мы снимали отдельно, а потом компьютерно располагали их всех в углу дворца. На
съемке Одиссей смотрел в пустое пространство, а в фильме - общался с
животными. Такого рода спецэффектами (скажем, человека уносит ветром в небо, а
потом он с неба падает на землю) нельзя пользоваться чрезмерно - то, о чем
забыл Спилберг в «Хуке». Спецэффекты должны
применяться к месту и вовремя: тогда лишь возникнет ощущение чуда. Если их
излишне много, зритель перестанет чему-либо изумляться. Сравнительно несложно
сделать дракона с мимикой человека и способного летать со скоростью света. Но
ощущения правды при этом не будет. У дракона иная пластика, быстро двигаться
он не может. Он для этого слишком велик. В одной из картин я увидел дракона,
летавшего так быстро и так энергично жестикулировавшего, что он показался мне
итальянцем. А по величине он был раз в пять больше человеческого роста. Слону
не дано проворство мартышки -у него иная масса, иная инерционность тела, иная
земная тяга. Я очень тщательно следил за тем, чтобы наше чудище - Сцилла -
двигалось очень медленно и только изредка позволяло себе невероятно
стремительные движения. Но это вполне реально: и крокодил способен к
мгновенному броску и внезапному нанесению удара. В картине снималось
много звезд. На роль Одиссея был приглашен Арман Ассанте. Ему я обязан тем, что
картина получилась. Его подписали на контракт раньше, чем меня, и он поставил
условие: - Если будет
Кончаловский, я снимаюсь. Он знал почти все мои
работы. Увидел впервые в середине 70-х «Дядю Ваню» в Нью-Йорке и с тех пор
смотрел 292 все. Он вообще очень
интеллигентный человек. Если б не он, я не смог бы добиться того сценария,
который хотел снимать. Мне бы выломали руки и я, скорее всего, ушел бы с
картины, как это позднее случилось на проекте «Клеопатры». Там у меня не было
актера-звезды, столь же во мне уверенного. При том что наши отношения с Ассанте
бывали и очень напряженными, мы остались лучшими друзьями. Изабелла Росселлини
словно была создана для роли Афины: у нее средиземноморский тип красоты, лицо
греческой богини. В основном актеры выбраны были не мной - телевидению ставить
свои условия сложно. В лучшем случае, можно предлагать, но решают все равно
продюсеры. Больших усилий стоило мне убедить их ввести в картину роль матери:
сыграть ее согласилась великая Ирэн Папас. На картине я познакомился с
Джеральдин Чаплин, дочерью Чарли Чаплина. Она сыграла Евриклею, служанку Пенелопы.
Для меня было потрясением услышать от нее, что Чаплин видел мои фильмы -
«Первого учителя», «Дворянское гнездо», «Дядю Ваню». Сидел у себя на вилле в
Веве и смотрел то, что ему было интересно смотреть. После «Дворянского
гнезда» сказал дочери: «Запомни это имя - Кончаловский. Это великий режиссер». |