Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Впервые я сталкивался
с задачей создания на экране фантасмагорического мира, небывалых чудовищ.
Сцилла, Харибда, Посейдон, рождающийся из волн, как воплощение Океана,
Циклоп... Мое знакомство с миром спецэффектов началось с посещения
лаборатории Джима Хенсона, великого кукольника. Из нее вышли многие
блистательные куклы, сделанные по принципам аниматроники. Аниматроника - это
создание механизмов, имитирующих движение тела, частей тела и особенно мимику
лица. Можно создать свинью, обезьяну, человека, обладающих огромным количеством
мышечных и мимических движений, запрограммированных в компьютере. Чем больше
движений в состоянии сделать кукла, тем дороже она стоит. Скажем, говорящая
свинья имела сравнительно простую конструкцию - у нее был с десяток движений.
Она могла открывать и закрывать рот, поднимать брови, закатывать глаза. Гораздо
сложнее был циклоп: для него была сделана огромная маска-голова, рассчитанная
примерно на полсотни мышечных движений. Она закрывала и открывала гла- 290 за, шевелила губами,
говорила, улыбалась. Маску надевали на голову борцу сумо, и тот, ничего не
видя, выполнял заданные движения, а маска выполняла всю мимическую,
психологическую, «актерскую» работу. Очень сложная у нее механика, тем более
что внутри еще должно оставаться место, чтобы поместилась голова. Такие
конструкции под силу только специалистам экстра-класса, это уровень высших
достижений современной техники - не ниже, чем в космосе, медицине,
самолетостроении. После того как мимика отработана, ее вводят в компьютер и с
его помощью (а иногда и вручную) управляют маской. Работа кропотливейшая,
требующая долгой подготовки, бесконечных репетиций. Из той же лаборатории
вышел знаменитый поросенок Бейб, а недавно и горилла, у которой - уровень уже
немыслимый - сто восемьдесят мышечных движений, мимика, почти не уступающая
человеческой. Не отличишь от настоящей гориллы. Мне доставляло огромное
удовольствие заниматься этими куклами. И я, и вся группа становились детьми:
собирались и затаив дыхание смотрели на чудо. Рождающееся из волн и
растворяющееся в морской пене лицо Посейдона делалось на компьютере. Летающего
Гермеса снимали на фоне синего экрана: актер висел на тросе, закрепленном на
тележке, катившейся от камеры. Потом уже его движение подхватывалось
компьютером (точно так же снимались и сцены падения с корабля в «Титанике», у
нас - падение спутников Одиссея в бездну Харибды), а дальше, когда унесшийся
вдаль Гермес начинал выделывать мертвые петли, вообще подменялось
мультипликацией. Естественно, все это на компьютере же соединялось с объемным
пространством берега, скал, моря, неба. Идея Харибды, похожей
на гигантскую зубастую устрицу, принадлежит мне. Что может быть страшнее этого
жуткого, где-то в глубинах подсознания таящегося образа? Ужаснее, как
говорится, нет, не было и не будет... Продюсеры поначалу очень противились
этой идее, но в конце |