Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
288 гов как людей
современных нам. Им дано чувство иронии, снисходительности ко всему тому, чем
руководствуется Одиссей. Поэтому на роли богов мы искали актеров, способных
сыграть человека, глядящего на далекую эпоху с высоты всей человеческой
истории. Остальные герои «Одиссеи» - люди архаические, с архаическими понятиями
о мире, с архаической иерархией ценностей. Мы умышленно не делали спецэффектов
для появления богов. Афина, сыгранная Изабеллой Росселлини, вообще решалась
как ближайшая подруга Одиссея... Немалую трудность
представляла необходимость постоянно давать зрителю почувствовать, как ушло
вперед время. Протяженность его - ни много ни мало - двадцать два года.
Зритель, с одной стороны, не должен чувствовать скачков, а с другой -
осознавать, что скачки происходят. В решении этой задачи ключевую роль сыграл
Телемах. Сначала мы видим его новорожденным, потом ему семь лет, потом -
двенадцать, потом - семнадцать, потом - двадцать. Ощущать бег времени помогал
и грим, запечатлевавший на лице героя ушедшие годы. Снимая свои первые
картины, я делал много заметок, выписок из разных книг... Со временем записей
делать стал все меньше - начиная с «Ближнего круга» и вовсе перестал. И
«Курочку Рябу» и «Одиссею» снимал на автопилоте. Восстанавливать ход своих
мыслей в работе над ними мне гораздо труднее, чем над теми, которые снимал много
раньше. Раньше готовился к
съемкам каждой сцены. Сейчас прихожу на площадку и начинаю работать. Раньше
очень тщательно читал сценарий. Сейчас в сценарий практически не заглядываю.
Раскадровки делаю, только если уж очень сложная сцена, скажем Троянская битва в
«Одиссее». Там главная сложность состояла в том, что надо было придумать
сюжет. «Троянцы дерутся, как львы». Но действия в этом нет. Нужна драматургия.
Кто с кем схватился? Кто кого преследует? В сценарии не было ребенка, плачущего
над 289 трупом отца среди
кошмара кипящей схватки. Когда я придумал этого мальчика, придумал, как его
подхватывает Одиссей, мне стало ясно, какая драматургия сцены (бедный малыш,
снимавшийся в этой роли! его вырвало от страха, когда вокруг двести человек
начали грохотать щитами). Гектор и Ахилл схватываются в поединке, а Одиссей
спасает ребенка, в котором как бы видит своего сына. Каждый кадр такой
сцены должен был быть очень точно продуман, а главное, подготовлен. Это легко
написать, а попробуй сними кипящую смолу, которую со стен льют на головы
штурмующим, или колесницу, взлетающую на воздух и опрокидывающуюся прямо среди
толпы. И трюкач, летящий вниз головой вместе с колесницей. Снимая Трою, я смог
уложиться в пять дней - организация труда была на уровне. За пять дней снята и
битва, и вся ночная сцена с высадкой из Троянского коня и разгромом горящего
города. Но это, конечно, была работа на износ. |