Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Во всем есть хорошее
и дурное. Благодаря остракизму, которому подвергались российские евреи, их
вынужденной изоляции, благодаря черте оседлости, которую навряд ли стоит
благословлять и оправдывать, в отграниченных ею водоемах, роях пчелиных
возникал особый мир, особая культура. И в Италии, и в Америке, и во Франции
есть прекрасные книги, написанные писателями-евреями, но нет еврейской
культуры. Почвы для нее нет. 268 По старой еврейской
поговорке, еврей еврею жить не даст, но умереть ему тоже не даст. Замечательное
свойство -выживаемость евреев. «Еврей-дворник» - это ходило как самый короткий
и самый смешной анекдот. Не было таких - евреев-дворников. Они все думали о
детях, заботились об их образовании. Эти качества и жизненные ценности были
сформированы веками гонений - и великий еврейский прагматизм, и умение считать
деньги, и знание, как приумножить их, и забота, чтобы еврей женился на еврейке,
чтобы в диаспоре не потерялась нация. Не думаю, что русские менее музыкально
одарены, чем евреи, но в русской семье родители совсем не так озабочены
музыкальным образованием детей, как в семьях еврейских. Неистребимое желание
выжить и сохраниться - качество, выработавшееся в Исходе, в бесконечном пути,
начавшемся века назад и поныне не завершившемся. Отношением к
еврейской проблеме мы поверяли героя «Ближнего круга», которому дали имя Ваня
Саньшин. Он, что называется, антисемит добродушный. У него душа крестьянская,
христианская. Другое дело - душа эта замерзшая, скованная ужасом, но не
изуродованная намертво, как, скажем, у его соседа - милиционера Морды. Вот этот
- из породы посадских, хам грядущий, антисемит убежденный и далеко не
безобидный. А Ваня подобен тем мужикам, рядом с которыми жили
шолом-алейхемовские герои, и дружили, и уважали друг друга, и каждый соблюдал
свои границы, за пределами которых шло вполне успешное сотрудничество. В картине нет
насилия, как такового, за исключением сцены ареста соседа Саньшина - Арона
Губельмана (в этой роли я снял Алика Липкова, который сейчас помогает мне в
работе над этой книгой; ему пришлось разбить лбом о стену четыре презерватива с
краской - имитацией крови). А в остальном - ни убийств, ни пыток, ни застенков,
что вроде само просилось на экран. Насилие мы показали через судьбу дочери
Губельмана - Кати. Эта героиня вполне 269 могла бы быть и
русской, но то, что она - еврейка, дало всему добавочную глубину и объемность. Насилие,
произведенное над Катей, самое жестокое. Это насилие над сознанием. Волею
Сталина лишившаяся отца, матери, дома, она мнит себя всем ему обязанной, им
спасенной, им выведенной в люди. Она фанатическая сталинистка. Живет в
страшном выморочном мире, не понимая, насколько этот мир страшен. И, что всего
хуже, живет с ощущением своей внутренней ущербности. Самое страшное насилие,
какое можно произвести над человеком, - заставить его поверить в свою
органическую неполноценность. Не важно, потому ли, что ты еврей, ты другой расы
или хочешь жить не так, как другие. Нет страшнее, когда человек сам свыкается
с мыслью, что от рождения хуже других. |