Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Весь ужас сталинизма
в «Ближнем круге» идет через Катю. У других героев жизнь относительно
благополучная - естественно, за исключением того, что их ни на минуту не
оставляет страх. Но они уже привыкли жить в сфере высокого напряжения. Линия
Кати - вроде бы второплановая, параллельная основному сюжету, но без нее и сам
сюжет был бы неполон, и внутренняя драма героя не обозначилась бы с такой
остротой... Арон Губельман - один
из тех, кто сам был орудием Сталина, исполнителем его воли, проводником его
политики. Затем стал его жертвой... Одно из наибольших
достижений цивилизации - возросшая цена человеческой жизни. В средневековой
Европе эта цена была невелика-достаточно вспомнить шекспировские пьесы. Но и
сейчас, если посмотреть на Юго-Восточную Азию, Африку, Латинскую Америку,
нетрудно увидеть, что и там цена человеческой жизни не выше, чем в Англии XV
века. Вот и задайтесь вопросом: в каком веке живет Россия? Евреи человеческую
жизнь ценят очень высоко. Они много потеряли: для маленькой нации шесть
миллионов -Цифра гигантская. Каждый третий. Но я слышу голоса моих
соплеменников: «Ну, потеряли! Чего орать-то?! Мы тоже 270 потеряли в войне
сорок миллионов - мы же не орем!» Жаль, что не орем. Евреи орут, и правильно
делают. Это только вызывает уважение. Я, конечно, не
надеялся, что перемена, происходящая в финале фильма с нашим героем, его
осознание своей вины за сталинизм, и понимание, и искупление, произойдет со
всем русским народом. Это все процессы невидимые, метафизические; если в
фильме они хоть как-то отразились, значит, мне удалось коснуться главного. В свои тетради я
выписал слова Александра Блока: «Найти соотношение между временным и
вневременным. Почувствовать соизмеримость частного и истории, размах власти, в
котором есть скрип костей и свист сквозняка». Обретение чувства
вины, изменение ощущения себя во времени - категории вневременные. Продукт
коллективного сознания. Почти мифология. Когда в коллективном сознании
возникает чувство вины - это уже вневременное. «Ближний круг» я
монтировал в Лондоне, прилетел на запись музыки в Москву, на следующий же день
разразился путч. Мы сидели на «Мосфильме», мимо окон проезжали военные
машины, я сказал Джеми Гамбрелл, приехавшей специально из Штатов готовить со
мной и Липковым книгу к выходу картины: - Ты понимаешь, что
сейчас творится история? Чувствовалось, что
именно в эти минуты происходит нечто, колоссально меняющее жизнь всего мира.
Крах, конец великой мечты. И начало чего-то нового, в тот момент неведомого... АНТИРУССКОЕ КИНО- Ты что?! Ты
понимаешь, что ты пишешь о русском народе?! - Из трубки раздавался гневный
голос моей любимой актрисы Ии Саввиной. - Это же издевательство! Они же, мать
твою, абсолютно не такие! Они же святые люди! Ты, ... твою мать, понимаешь, что
это за народ?! |