Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
266 Отношение к евреям -
это для меня оселок, на котором проверяется нравственное, христианское начало.
Христианин не может быть антисемитом. Во всяком случае, в том понимании
христианского начала, которое мне близко. Задумывая фильм о
киномеханике Сталина, я поначалу никак не связывал его с еврейской темой. Идея
сделать Катю, дочь арестованного соседа героя, еврейкой принадлежала моему
соавтору Анатолию Усову. Как я сам до этого не додумался! Ведь это же
замечательно! Сразу сцементировался разнородный комплекс моральных проблем,
сопутствующих русскому человеку. Русский человек - не
злобствующий антисемит. Злоба не свойство его характера. Может быть, только в
советские годы так стало. Самая страшная порода, какая есть, это посадские,
мещане, люмпены, «Дикари с букварем», как их называет писатель Горенштейн. Из
этих посадских и вербуется черная сотня. Лучше уж дикарь без букваря. В деревне
черную сотню не найдешь. В деревенском разговоре можно услышать: «Клавка-то, в
город уехала! У евреев живет!» Это значит: хорошо устроилась. Причем говорится
без злобы, без осуждения - только с завистью. Потому что крестьяне - христиане.
Люди без букваря. Без городской полуцивилизации. Но с устоявшейся русской,
крестьянской культурой. Не скажу, что задался
целью как-то специально высказаться на экране по этому поводу. Все вызрело
само собой. Без этого мы не смогли бы так полно проследить эволюцию нашего
героя -человека, испытывающего определенный комплекс вины за разные, не им
совершенные, не по его вине случившиеся проступки и события в недрах его нации.
Нравственное пробуждение героя и происходит тогда, когда он начинает испытывать
чувство вины... Российские евреи -
своеобразная порода. Советская система оставила на них свою несмываемую
печать. Это не просто евреи, это «юдо советикус». Даже эмигрировав, они не в
состоянии привыкнуть к капитализму. Они всю жизнь 267 прожили в условиях
особой обласканности, защищенности какими-то связями, знакомствами, ходами к
нужным людям. Им тяжко жить там, где привычные для них механизмы уже не нужны,
где надо работать - тяжело работать. Не случайность очереди у советского
консульства в Израиле: многие захотели вернуться обратно. Они уехали из СССР,
потому что ощущали себя в стране чужими. Они захотели вернуться, потому что
теперь они чужие здесь. Они уже так связаны со славянским менталитетом, что в
ином окружении им неуютно. Та замечательная
идишистская культура, которую они создали в свое время, культура, давшая
Тевье-молочника, особый неповторимый стиль юмора, могла родиться только в
среде евреев России, Украины, Белоруссии. И юмор, и образ жизни, и
безудержность в питье водки - все это черты евреев, выросших именно в
восточнославянской диаспоре. В этих местечках и гетто родились Шолом-Алейхем,
Шагал, Михоэлс. Своим появлением эти гении во многом, увы, обязаны российскому
антисемитизму, повторю, антисемитизму сравнительно мягкому. Наложил,
естественно, свой отпечаток и образ жизни - достаточно изолированный, но в то
же время не отдельный от среды: мешанина словечек, обычаев, условий быта -
питательная среда этой культуры. Подобная культура не возникла ни во Франции,
ни в Германии, ни в Италии. При том что, к примеру, во Франции антисемитизм
достаточно силен, евреи там растворены в среде, не составляют никакого
отдельного мирка. Еврейская культура возникала там, где была черта оседлости. |