Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
«Ближний круг»
создавался еще в советские времена. По-прежнему сохранялась власть партократии,
уже не столь прочная и безграничная, как прежде, но тем не менее власть.
Раздавались голоса, призывавшие партию покаяться. Как будто партия не состояла
из тех же самых людей, которые призывали к покаянию. У одних был партбилет, у
других - не было, но в принципе разницы между теми и другими нет. Партия
состояла не из инопланетян, а из того же самого народа, от имени которого все и
творила. Пусть кто хочет меня осудит, но партия правильно сделала, что не покаялась.
Если бы покаялась, тут же начались бы погромы райкомов: виноватый нашелся! Не
честнее ли бы каяться не партии, а нации, допустившей это? Всегда проще валить
вину на кого-то другого. Но мы почему-то себя виноватыми за сталинизм не
считаем. Почему? Правомерно ли
говорить о вине нации? Слишком уж огромно само понятие - нация, целая
биогенетическая структура. Впрочем, исторический прецедент есть. Немецкий народ
осознал себя виновным за преступления нацизма и в исторической перспективе
лишь от этого выиграл. Но нельзя заставить почувствовать себя виноватым. Для
этого нужен определенный уровень сознания и самосознания. А нам свойственно
валить ответственность на тех, кто наверху. Они НЕ дали, НЕ разрешили, НЕ
накормили, НЕ предусмотрели. ОНИ виноваты, ОНИ за все отвечают. Герцен сказал:
«Рабовладелец настолько рабовладелец, насколько его раб позволяет ему таковым
быть». Перипетии политической жизни страны пос- 265 леднего десятилетия
то и дело заставляли вспомнить притчу о рабе, который, получив свободу, первым
делом проклял своего освободителя. Так уже случилось в России в веке прошлом.
Так повторилось и в нынешнем. Со времени выхода
«Ближнего круга» прошло немало лет. И когда кто-то мне говорит о том, как ему
понравился этот фильм, мне грустно. Тщусь надеждой, что те, кто захотят картину
посмотреть, благодаря видео ее посмотрят. И сами разберутся, про что она.
Впрочем, у людей все меньше времени возвращаться в прошлое. Едва успевают
уследить за настоящим. «ЭТО ЖИДЫ, ЭТО ВИЛЬГЕЛЬМ»
Скажи мне, как ты
относишься к евреям, и я тебе скажу, кто ты. Еврейская тема не может не
присутствовать в сознании думающего русского человека. Даже в подсознании. Я никогда не был
политиком. Говорю лишь о вещах сугубо этических, неотделимых от нации, частью
которой себя ощущаю. Не скажу, что
антисемитизм в России когда-либо обретал воспаленные формы. Конечно, был «Союз
Михаила-Архангела», были страшные погромы, но не было чего-либо подобного тому,
что происходило в нацистской Германии или средневековой Испании. Наверное, мое
отношение к евреям питается русской литературной традицией, восходящей к XIX
веку. Взять хотя бы Гоголя, часто поминавшего в своих малороссийских повестях
жидовинов. Но при всем том вражды к евреям у него не было, он любил всех своих
персонажей. Еще более определенен в своей позиции Чехов: «...когда в нас
что-нибудь неладно, то мы ищем причин вне нас и скоро находим: «Это француз
гадит, это жиды, это Вильгельм». Это призраки, но зато как они облегчают наше
беспокойство» (из письма к Суворину 6.2.1898). Вот оно наше российское
свойство - искать виноватых вне себя. |