Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
И Сталина, и членов
Политбюро я показывал без тени сарказма или иронии, а так, как воспринимали их
окружающие. Воспринимали же их либо с обожанием, либо с ужасом. Нельзя
смеяться над Богом, но и над Сатаной смеяться трудно. Слишком все это
серьезно. Русскому человеку
свойствен культ силы. Русская нация, как говорил Розанов, женственная. Этим он
объяснял та- 263 кое обожание русскими
военных. Русские любят силу, поклоняются ей. Сталин в народной психологии
разобрался и был прав, говоря, что Ленин русского мужика не понял. Я долго не мог
решить, кого брать на роль Сталина. Естественно, мне предлагали грузинских
актеров. Арчил Гомиашвили - Остап Бендер из «Двенадцати стульев» Гайдая -
убеждал, что лучшего, чем он, Сталина я не найду. Я очень внимательно изучал
иконографию, хронику, хотелось, чтобы все лица в фильме были исключительно похожи.
В кинохронике я нашел поразивший меня кадр: Сталин сидит в президиуме, вдруг
его взгляд резко меняет направление. Голова неподвижна, только глаза делают
бросок: они вмиг становятся рысьими, даже тигриными. Он понимает, что кто-то к
нему направляется, но еще не оценил приближающегося. Но вот оценка произошла и
вокруг глаз собираются морщинки, придавая лицу доброе отеческое выражение. А
приближается к нему, входя в кадр, узбечка, награжденная за успехи в рабском
труде - сборе хлопка. Подбегает, чтобы поцеловать. Вот это хищное
выражение, вмиг меняющееся на маску доброты, настолько впечатлило меня, что
захотелось найти актера с тем же рысьим глазом. Перебирая в памяти тех, с кем
доводилось работать, я понял, что Саша Збруев - как раз тот, кто мне здесь
нужен. Он играл хоккеиста в «Романсе о влюбленных». Как актер он слегка
напоминал мне Кторова: та же суховатость, та же склонность к гротеску. И
главное - вот эти рысьи глаза. Конечно, внешне он мало похож на Сталина, но мы
стали работать. Приехали итальянцы, сделали пластический грим, и, на мой
взгляд, Сталин получился. У Збруева тот же рысий глаз, то же потрясающее
умение обаять. В сцене с Иваном я просто говорил Збруеву: «Говори с ним так,
как говорил бы с женщиной, в которую влюблен». Очень, по-моему, интересный у
Збруева Сталин. Главным для меня было
показать не то, какой Сталин плохой, а какой Иван наивный. Не помню ни одной
из наших 264 картин последнего
времени, где Сталин был бы показан с обожанием. А в «Ближнем круге» - именно
так, поскольку увиден глазами слепо влюбленного в него человека. Иван -образ
собирательный. Когда после самоубийства жены он в обморочном сне встречает
Сталина, то вовсе не его винит в ее гибели. Он лжет ему, что счастлив, живет
хорошо, никаких проблем нет - не хочет огорчить, хоть как-то расстроить своего
вождя. Это характер из Достоевского. В этом удача сценария. По драматургии
считаю его одним из своих лучших. |