Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Прототип нашего героя
- Александр Сергеевич Ганьшин был жив, когда мы снимали фильм, консультировал
нас, увидел фильм готовым и даже съездил на фестиваль в Берлин, на премьеру. В
Америке такой человек давно бы выпустил мемуары, стал бы знаменитостью.
Александр Сергеевич жил скромно, книгу мемуаров написать вряд ли мог: реально
осмыслить свою судьбу и судьбы времени был не в состоянии. Сознание моего героя
мне интересно было тем, что Сталина он видел вблизи, в интимном кругу. Как
любой диктатор, Сталин был очень одинок. Окружение тиранов - люди, перед ними
холуйствующие либо боящиеся и ненавидящие их. Любое нормальное человеческое
лицо в таком окружении для Сталина было дорого. У него были любимые охранники,
с которыми он играл в шахматы, вел разговоры о жизни, пел песни. С ними он
чувствовал себя нормальным человеком. Воспоминания сталинского киномеханика
были очень субъективны, он обожал Сталина, и это-то как раз и подчеркивает
ужас, трагедию - и Сталина, и нации. В жизни любого тирана
много моментов сенсационных, но я интересовался не ими. Хотелось понять: почему
мог появиться Сталин? Кто дал ему такую безграничность власти? Сделав «Ближний
круг», я от многих услышал, что с картиной опоздал - «тема отработана». Какая
наивность! Думаю, что со своей картиной вышел слишком рано. Не многие в
России поняли, про что фильм. Да, об ужасах сталинизма, о том, сколько
пришлось испытать и пережить людям в то время, рассказано достаточно. Но не
раскрыта 262 суть сталинизма, его
гносеология, причины, его породившие. Почему именно в России он появился на
свет? Мой фильм про суть сталинизма. Без моего Ивана - наивного, честного
человека, каких в России миллионы, не было бы Сталина, «Иванизм» породил «сталинизм». Не в том депо, что
Сталин был тиран, деспот, заставил всю страну славословить себя. Люди-то видели
его другим, искренне почитали вождем, были им загипнотизированы -не только
простые, неграмотные люди, но и высокообразованные. Свидетельств тому достаточно.
Поклонялись ему не только тупые или изворотливые карьеристы. У всех на памяти
письмо Булгакова Сталину, известны попытки многих одаренных и весьма
проницательных людей найти в Сталине логику и в сталинизме смысл. Даже
Пастернак посвятил вождю народов стихотворение. «Мы все были околдованы
магией», - писала Лидия Гинзбург. Даже если не все, то многие. Пропасть всегда
манит к себе, хоть заглянуть в нее страшно. Возможно, это был
гипноз страха. Страх - феномен сложный. Обилие фильмов о культе, вышедших в
перестроечные времена, не возместило отсутствия качественного анализа явления.
В них по большей части с легкостью необычайной, издевательски высмеивался
усатый грузин с трубкой. Нетрудно танцевать на гробе Сталина или Ленина, когда
дозволено танцевать где угодно. Это лишь доказательство рабского инстинкта,
еще столь живого в России, даже в среде кинематографистов. Чувство мести - чувство
раба. Чувство вины - чувство господина. С этой бердяевской мыслью трудно не
согласиться. |