Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Вернулся в театр. Там
уже приспособились переключать приборы вручную. Ужас! Но спектакль все равно
идет, и с успехом: зрители думают, что световые эффекты - режиссерская
находка. На премьере «Пиковой дамы» со светом накладок не было, но футбол
остался... На сцене -
драматическая пауза, Лиза (ее пела Мирелла Френи) на Канавке, вдруг -у-у! у-у!!
Ревут сирены, клаксоны орут на полную мощность, волна автомобилей несется мимо
здания оперы. «Наши» выиграли! Рычат автобусы, болельщики размахивают
знаменами, а у нас, понимаете ли, Лиза собралась топиться. К счастью, в оперу
приходит все-таки не футбольная публика, она слушает до конца... Как жаль, что ни на
одну из этих премьер я не смог пригласить маму. Когда шел «Евгений Онегин»,
она болела, когда «Пиковая дама», - ее уже не было. 260 «БЛИЖНИЙ КРУГ»Как и другие режиссеры
моего поколения, немало часов своей жизни я провел в приемных Госкино. То
худсовет, то ожидание решения о запуске новой работы или поправок к уже
сделанной. В этих ожиданиях я сумел «завербовать» себе «агента», сообщавшего
мне, какие разговоры ведет начальство после просмотра моих картин. Агентом был
киномеханик. Как-то в конце 60-х мы разговаривали о том о сем, и он обронил:
«Что мне министр, я у самого Сталина киномехаником был». От неожиданности я
сел на стул. И он рассказал мне о
своей юности, о том, как попал к Сталину, о впечатлениях, вынесенных за годы
работы в Кремле. Тогда и подумать было нельзя, что кто-то когда-то разрешит мне
ставить об этом картину. Потом настали перестроечные времена, меня еще
по-прежнему не жаловали в отечестве, но, встретившись в Югославии с Алексеем
Германом, я сказал: - Есть тема. Напиши
сценарий. Получится гениальная картина, абсолютно твоя. Тогда он на эту идею
не откликнулся. Годом позже меня
пригласили в Москву, уже официально - на кинофестиваль. Вели разговоры о моем
возвращении, обещали, что прежних сложностей не будет, можно работать и дома и
за границей. Стала доступной и
тема сталинизма. Появилось немало фильмов, где Сталин фигурировал. Мне
захотелось сделать фильм об этой эпохе. Так возник «Ближний круг». Сценарий я
писал вместе с Анатолием Усовым. «Ближний круг» - это
из терминологии «девятки», Девятого управления, охраны Кремля. К этому кругу
принадлежали люди, входившие в непосредственный контакт со Сталиным, всего 29
человек - охрана, телохранители, порученцы, буфетчицы, киномеханик. По капле крови можно узнать бесконечно много
о человеке, состоянии его здоровья, его генетике. Такой «каплей 261 крови» для нас был
наш герой, человек, служивший Сталину, по профессии киномеханик. Свое дело он
старался делать хорошо, чтобы все было в фокусе, лента не рвалась, зрители были
довольны. Кого только не видел он из своей проекционной будки: и членов
Политбюро, и министров, и кинематографистов - все дрожали перед Сталиным! Через
этот характер, перипетии его судьбы можно было дать объемную картину сталинской
эпохи. |