Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Под музыку выхода
императрицы вместо ее появления по Неве при лунном свете приплывала на ладье
гигантская, в два человеческих роста, смерть в короне, в император- 258 ском платье, со
скрытым под развевающейся вуалью лицом. Все почтительно замирали, в первом
ряду стояли монстры с канделябрами, Герман хватался за голову, безумно глядел
в зал, как бы вопрошая: «Я что, схожу с ума?» Еще в работе над
«Онегиным» мы подружились с Сейджо Озавой, в то время руководившим Бостонским
симфоническим оркестром. Это один из первой десятки дирижеров мира. Он
рассказывал, как мучился с итальянским оркестром. Итальянцы, жаловался он, не
могут играть Чайковского, у них инструменты звучат, будто играют Пуччини. У
Чайковского, у Пуччини, у Верди оркестры должны звучать по-разному. У
Чайковского должно быть больше вибрато, рубато, должны быть сочные виолончели,
что Озава и пытался выжать из итальянцев. В итальянской опере
форма более активна; в музыке русской - прежде всего содержание и только за
ним форма. Потому и оркестр должен звучать по-иному. Нашим дирижерам очень
часто свойственно все растягивать, подчас до тягомотины. А у Озавы - ощущение
пушкинской классичности, которое он передал и музыке Чайковского. Сохранив ее
драматизм и эмоциональность, он привнес в нее пушкинскую сухость, которая здесь
была так необходима и которой так хорош был Мравинский. Так уж мне везло, что
обе мои оперные премьеры пришлись на роковой для меня день. Оба раза на
мировом чемпионате играла миланская футбольная команда, весь город стоял на
ушах. Мы с Озавой поначалу не понимали, чем это нам грозит. Но уже на
генеральной репетиции в оркестре появились маленькие телевизорчики. Человек
играет на скрипке, а глазом косит в экранчик рядом с пюпитром, где идет
футбол. В кулисах у экрана столпились все - рабочие, осветители, ассистенты,
хористы. Италия -родина Феллини! На премьере «Евгения
Онегина» во время арии Ленского «В вашем доме, в вашем доме...» за кулисами
раздался взрыв воплей: рабочие смотрели телевизор - гол забили! 259 Слышно все так, что
зал вздрагивает. Но это было пока лишь начало. Затем вырубился световой
компьютер. А все переключения световых приборов - и восходы, и заходы солнца, и
вечерний полумрак — все отрепетировано и запрограммировано там. Я понял, что
что-то случилось, лишь когда вдруг совсем погас свет. Оркестр несколько минут
играет в полной темноте - даже пюпитры не освещены. Мне стало дурно. Побежал к
инженеру, влетел в его комнатку, сидит механик, инженера нет - на футболе. - В чем дело? - Не знаю. Жарко, что
ли? Наверное, это от жары компьютер вырубился. Бегу обратно. На
сцене - дуэль. Происходить должна на рассвете, в слегка сиреневом полумраке.
Выстрел, Ленский падает, и... восходит ярчайшее летнее солнце! Этого я уже не
вынес, боялся, что заору на весь зал. Выбежал на улицу -жарища, улица пуста,
все смотрят футбол. Во всех окнах мерцают телевизоры. Даже бары и те закрыты.
Только один, напротив театра, открыт. Зашел, хватил стакан итальянской водки.
Из окон несется рев стадиона, захлебывается комментатор. |