Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Либретто Модеста
Чайковского не слишком меня увлекало, оно мелодраматичное, псевдорусское, с
притянутым финалом. Хотелось насытить спектакль фантастическим реализмом
пушкинской повести. То, что Пушкин был вдохновлен Гофманом, очевидно. «Пиковая
дама» - произведение фантасмагорическое - никак не мелодраматическое. Такой и
задумывалась постановка. Остановившись на колоннах как визуальном лейтмотиве,
мы с Фриджерио решили начать действие в склепе графини и там же его закончить. Вторым сквозным
образом стала скульптура женщины в скорбной позе. Начиналось с
объемного архитектурного занавеса. На просцениуме стояла скульптура-
полуобнаженная женщина. Вверху надпись, пушкинский эпиграф к повести, Чайковским,
кстати, никак не использованный: «Пиковая дама означает тайную
недоброжелательность». Сцена была погружена в зеленый полумрак; трагическая
музыкальная тема взвивалась, скульптура неожиданно скользила в глубину, и
раскрывалась огромная внутренность склепа. Среди гигантских колонн,
заплесневевших от петербургской сырости, в полумраке вырисовывалась скульптура
- надгробие. 257 По окончании
увертюры, достаточно трагической, стены взмывали вверх, и скульптура
оказывалась одной из скульптур Летнего сада. Потом она же перекочевывала в
покои старой графини. Когда Герман пел: «Нет силы оторваться от чудного и
страшного лица», он смотрел на эту скульптуру, как на изображение графини в
молодости. А когда Герману в казармы являлся призрак графини, то призрак на
наших глазах превращался в скульптуру. В финале Герман не закалывал себя
кинжалом, как то было в либретто (я, сколько мог, избавлял оперу от
мелодраматизма), а просто ложился и умирал у подножия скульптуры-надгробия.
Получилась единая, на мой взгляд, достаточно цельная концепция. Магия оперы в очень
большой степени достигалась именно декорационными средствами. В сцене явления
призрака декорации сдвигались, комнатка Германа становилась все уже, уже,
превращаясь под конец в узкий колодец, где место оставалось лишь для кровати и
зажатого стенами героя. В кино такие эффекты не работают. Но на сцене, под
музыку Чайковского это впечатляло очень сильно. Мне хотелось сделать
не екатерининский Петербург, а Петербург Достоевского. Чтобы в воздухе веяло
предощущением смерти. Сцену бала я ставил так, как видел действие сходящий с
ума Герман. Когда человека мучит подозрительность, ему всегда кажется, что за
его спиной делается что-то скверное, враждебное. Но стоит лишь оглянуться, как
все призраки воображения рассеиваются. Герман был на
авансцене. Когда он смотрел на танцующих - все вели себя совершенно нормально;
как только отворачивался - поведение их странно менялось, все начинали
изгиляться, корчить ему в спину рожи. Под конец появлялись даже какие-то
странные создания - монстры, почти из Гойи, то ли люди, то ли ящеры, несшие
канделябры. |