Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Вы русский
режиссер? Надо снять в кино «Пиковую даму». - Гениальная идея, -
говорю я. - Вы споете - Спою. Прошел год. Кино мы
не сняли, но мне позвонили из «Ла Скала». - Пласидо Доминго
предлагает постановку «Пиковой дамы» в Лос-Анджелесской опере и в «Ла Скала».
Дирижер -Сейджо Озава. Вы согласны? Мог ли я сказать, что
не согласен?! - Кого вы хотите
художником? К этому времени я уже
сделал в «Одеоне» «Чайку» с Эдзио Фриджерио. Для «Пиковой дамы» он был просто
незаменим. Он действительно мог показать, что такое масштаб оперной декорации. До того как мы сели
разрабатывать изобразительную концепцию спектакля, Фриджерио съездил в
Петербург. - Я все понял, -
сказал он, вернувшись, - ты знаешь, сколько там колонн? 255 - Сколько? - Двенадцать тысяч
триста. - Ты что, считал? - Прочитал брошюрку.
Двенадцать тысяч триста. Я все |онял: декорации - это колонны. Колонны - коронный
номер Фриджерио. Неповторимо прекрасны они были у него в стрелеровской
постановке «Дон-Жуана» Моцарта на сцене той же «Ла Скала». И для декораций
«Пиковой дамы» он сделал главным архитектурным мотивом колонны. Мы долго
разрабатывали концепцию, потом стали встречаться с руководством
Лос-Анджелесского оперного театра - начинать работу предполагалось там. Но
вскоре директор театра сказал, что декорация слишком дорога для них. Я
почувствовал, что идея постановки скисает. Затем позвонил Пласидо. - Я не могу делать
этот спектакль. Надо петь по-русски, это слишком для меня трудно, не выучу. Позднее я узнал, что
у него умирала мать и он не мог достаточно времени посвятить изучению партии. Лос-Анджелесской
опере надо было искать замену: для одной «Ла Скала» такие декорации слишком
дороги, нужен еще театр, который станет сопостановщиком. В итоге договорились
с парижской «Бастилией». Конечно, отказ Пласидо был серьезным ударом - с ним
спектакль прозвучал бы иначе. Познакомившись с
Фриджерио и художниками его класса, я понял, насколько наше оперное искусство
отстало в эстетике зрелища. Что такое красота на сцене? Что считать красивым,
что - некрасивым? Объемы, архитектура, тональность, свет - это все работа
художника. Фриджерио не только делал эскизы - он делал декорации, когда они приходили
из цеха, ставил колонны, стены, решетки, ставил на декорации свет. Он всегда
присутствовал при установке света: ведь декорацию можно и убить светом, и
сделать полной волшебства. 256 Когда Фриджерио
сказал: «Декорации - это колонны», я поначалу испугался, но скоро понял, что
изобразительно это может быть очень впечатляюще. Как и в первом
случае, я ставил оперу Чайковского по пушкинским произведениям. Сравните
либретто опер с литературными первоисточниками, и вы лишний раз убедитесь, что
авторы были весьма вольны с пушкинским оригиналом. В повести Германн не кончает
с собой, а доживает дни в сумасшедшем доме; Лиза не кидается с моста, а выходит
замуж. Ни о каких пасторалях у Пушкина нет и речи - их вставили по просьбе
директора петербургских императорских театров: царственная публика любила балетные
ножки. |