Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я, конечно, знал, что
Стрелер - великий режиссер, но, так сказать, чисто теоретически. Уже потом я
увидел несколько его спектаклей в «Пикколо ди Милано» и понял, насколько он
велик! Ничего лучше его «Дон-Жуана» в жизни не видел. «Слуга двух господ»
Гольдони - полное совершенство. Стрелер был очень
красив, изящен, с белой шевелюрой; в окружении женщин, его обожавших. В мою
режиссерскую работу он не вмешивался. Дал мне своего художника-постановщика,
изумительного мастера Эдзио Фриджерио. Стрелер пришел только
на генеральную репетицию, сказал: - Белле! Белле!
Беллиссимо! Все хорошо, но у тебя плохо мебель убирают. - А что сделать? - Не вмешивайся. Я
сейчас поставлю. Ты иди пообедай. И пока я обедал, он
занялся мебелью. Он был мастером перемены декораций. Как вносить, выносить
мебель, как добиваться синхронности в движениях рабочих сцены -этим он владел
виртуозно. Он это сделал с такой красотой, что, глядя на то, как рабочие носят
мебель, я чувствовал себя словно бы созерцающим прекрасный балет. 250 «Чайка», как сам
Чехов определил ее жанр, - комедия. Всех это слово выводило из равновесия.
Комедия! Как это понять, ведь герой стреляется! Тут какой-то секрет. То ли
Чехов под словом «комедия» имел в виду нечто иное, то ли действительно надо
искать здесь какую-то ностальгическую ауру комедии. Трагикомедии. Очень хорошо
удалось это Никите в «Неоконченной пьесе». Я начинал постановку,
думая, что знаю, о чем будет спектакль. Собирался рассказать в нем про эпоху.
Но мы начали репетировать, у артистов появлялись вопросы, я должен был давать
на них ответы, приходилось импровизировать, мои мысли о пьесе стали обретать
все большую конкретность, мало-помалу мне становилось ясно, про что мы делаем
«Чайку». Про возвышающий обман. Чтобы что-то делать, человек должен верить,
что он талантлив, даже если это всего лишь иллюзия, обман. Он дает силу творить
и убеждать других в том, что творишь нечто новое, нужное людям. Потом эту иллюзию
человек теряет, падает с высоты, на которую возвышающий обман поднимал его. И,
только упав, человек начинает осознавать реальность. И вдруг приходит к
пониманию: то, что писал когда-то, когда все говорили ему, как это плохо, и
было на самом деле гениальным. Что он и был настоящим, когда верил в
возвышающий обман о себе самом. А теперь, поняв правду, приходит к горькому
итогу: жизнь загублена. Потому и стреляется... «Надо нести свой
крест и верить», - говорит Нина. Приятие жизни, как она ни тяжела. Это нести
крест. Возвышающий обман может облегчить тяжесть креста. Это верить. Крест -
тяжесть, обман - легкость. Реальность тяжела. Не всем дано ее вынести... Шамраева играл
Альфред Дельфи, его дочь Жюли сейчас уже известная актриса. Дюсолье играл
Тригорина, швейцарец Жан-Филипп Экоффе - Треплева, Маша Мериль - Аркадину,
чудная Кристина Увриер - Машу, и замечательный Жан Буиз, очень известный
театральный артист, удивительный человек, грандиозно играл Дорна. Пьер Ви- |