Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
У Чехова нет хороших
героев и плохих героев. У каждого свои слабости, очень человеческие. Ему
свойственно приятие человеческих недостатков как необходимой части жизни. У Чехова характер
постоянно меняется, как и его оценки, как и само восприятие образа. У него
возникло новое в литературе ощущение субъективации момента, субъективации
характера - то, что потом так развил Пруст. Писатель как бы влезает в своего
героя, но рассказывает не со своей, писателя, а с его, героя, точки зрения. В пьесах Чехова
особое течение времени. Оно долго-долго стоит, ничего не происходит, потом -
взрыв. Потом опять неподвижность. И опять вдруг взрыв. Чехов манипулирует
временем с такой вольностью, какую и после него позволяли себе только Беккет и
Ионеско, остановившие время совсем. В одном из писем Чехов обронил: «Кончил
пьесу вопреки всем правилам драматического искусства». Пьеса затихала,
кончалась не разрешением, а затуханием, пианиссимо. Ставя «Чайку», я
знал, конечно, что пьеса завальная. Вспоминал Карасика, которому она обрыдла
так, что уж и думал лишь: поскорее б закончить. Я понимал, что к финалу
зритель должен думать не столько о том, что происходит на сцене, сколько о
том, что будет происходить после того, как опустится занавес. В финале у
Чехова - гигантское многоточие. Окончен спектакль, зритель уходит, думая:
«Боже! Как жить дальше?» Пьеса не завершена -оборвана. Вырвана из контекста
театра и перенесена в контекст жизни. Кинематографический
опыт постановки Чехова, имевшийся у меня по «Дяде Ване», тут был не очень
пригоден. Кино работает изображением, театр - словом. Кино могут смотреть 243 глухие, спектакль -
слепые. В кинематографическом действии мы изнутри - театральная сцена предстает
перед нами фронтально. Нам не дано оказаться внутри ее - в отношения героев
можно проникнуть только через вибрацию, через актерское излучение, актерский
ансамбль. Ставя «Чайку», я только пытался постичь этот очень новый для меня
мир. ЖЮЛЬЕТТ
Как-то я задумался:
кто мог бы гениально сыграть дядю Ваню? Точнее, героя того же человеческого
типа? Чарли Чаплин. Скажем, работал бы он парикмахером, стриг бы клиентов и
говорил: «Если бы вы знали, какой я гениальный актер! Какая слава ждала бы
меня, если...» А все вокруг только бы отмахивались: «Да оставь ты, Чарли.
Стриги усы и бороды. Хороший ты, в общем, парень...» От актера можно требовать разного. Есть какой-то баланс между
тем, чего от него можно ждать как от творческой единицы, и тем, чем нагружает
его режиссер. В кино актера можно единовременно нагрузить очень сильно,
потребовать отдачи, потому что это не непрерывное действие, а
концентрированный фрагмент, съемка - от и до. А в театре нет «от и до» - есть
непрерывное течение жизни. Актер должен на сцене жить. А режиссер для этого
должен создать ему мир - мир людей, которые любят друг друга. Людей этих мы
собирали по всей Франции, и собрать их надо было так, чтобы они друг друга
любили, ощущали духовное единство персонажей, личностей на сцене. |