Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Говоря в своих пьесах
о прекрасном будущем, Чехов никогда не дает понять, что такова его точка
зрения, - это слова его героев, а как он к ним относится, надо искать вне
пьесы, в прозе, в записках. Замечательная фраза есть у Чехова про одного из
своих героев: «И не заметил, как исполнилось ему сорок пять, спохватился, что
все время ломался, строил дурака, но переменять жизнь было уже поздно.
Как-то во сне вдруг точно выстрел: «Что вы делаете!» И он вскочил весь в поту». Мне думается, это
случается с человеком в момент, когда он понимает, что не все впереди, многое
уже позади, сейчас или никогда. Я называю это синдромом Че Гевары. Ленин, Мао,
Че Гевара - все они в 42-43 года пришли к 241 мысли сделать
революцию. Синдром мужчины средних лет, осознавшего, что надо действовать, а
как действовать -неизвестно. И у меня в этом возрасте появился тот же синдром:
глядя на себя в зеркало, стал замечать, что не все уже впереди, жизнь не
бесконечна - позади меня маячит какая-то тень. Чеховский «Черный монах» о том
же. Человек взят в момент осознания своей смертности. Герои пьес Чехова -
люди, как правило, сорокалетние, слабовольные, показанные в момент, когда
надежды молодости сменяет разочарование, переход от желания свободы к
ощущению несвободы. Им открывается, как они заблуждались, думая, что самые
лучшие годы впереди. Это очень чеховское - ощущение потерянного, бездарно потраченного
времени. Осознание перелома
присутствует во всех чеховских героях и в каждой его пьесе. В основном это
понимание бесцельности своей жизни. Но оно вовсе не обязательно ведет к
выстрелу. Оно ведет к приятию мира - как у Нины, Сони, у дяди Вани, у трех
сестер. Это великое приятие жизни в ее экзистенциальном философском смысле. В работе над пьесой
многие вещи виделись мне уже иначе, чем двадцать лет назад. Интересно было
обнаружить, что драма у Чехова практически никогда не присутствует на сцене,
она всегда «за кадром». Драма - или то, что было, или то, что будет. Или то,
что за сценой, как выстрел Треп-лева. Чехов как бы ломает главный принцип
старого театра, где действие двигалось событиями. У него оно движется не
событиями, а паузами, сменами настроений. Именно в этом режиссер, если он
пытается добраться до сути, выражает себя. Чехов - это симфония. Симфония
характеров, смен состояний. Тут такие, извините, яйца нужны, чтобы в этой
смене настроений найти музыку! А не предвестник ли
Чехов теории относительности? Хотя открыта она в 1910-х, но еще до этого
бродила в умах. Эйнштейн открыл ее, но открытие это было подготовлено усилиями
многих. Относительность добра и зла, о кото- 242 рой писали
Достоевский, Ницше, - это ведь тоже великий перелом в сознании человечества!
Европа стала понимать, что и Зло может быть во имя добра и Добро, утверждая
себя, нести зло. |