Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Чехов, возможно
первый со времен Чаадаева, посмотрел на Россию, пытаясь отстраниться от нее, и
этим намного опередил свое время. Насколько независим он в своей
нейтральности! Отсюда его неприязнь к так называемым «честным людям»: «Я
честный человек, у меня нет сифилиса и я не изменяю жене». Что представляет из
себя так называемый «правильный человек» в пьесах Чехова, говорящий правду,
сеющий разумное, доброе, вечное, устремленный к прогрессу? Он всегда ничтожен.
Доктор Львов в «Иванове», Петя Трофимов в «Вишневом саде» - Чехов их не любил.
Даже презирал. Это его слова: «Я ненавижу русскую интеллигенцию. Презираю ее
даже тогда, когда она жалуется, как ее притесняют, ибо все ее притеснители вышли
из ее же рядов». Западу эти слова вообще непонятны, там нет понятия
«интеллигенция», ибо она возникла как прослойка между крепостными и
крепостниками. «Разночинцы», как их называли, были первыми русскими интеллигентами. Почему так скептичен
Чехов по отношению к интеллигентному человеку? Потому, что русская
интеллигенция была (и до сих пор есть) насквозь партийна. Речь не о принадлежности
к РСДРП, к эсерам или кадетам. Речь о негласном своде законов, которым она
следовала, которые предписывали ей всегда быть в оппозиции к власти. Из этой
интеллигенции вышли и народники, и народовольцы, и нечаевцы, и марксисты, и
анархисты - не суть важно, особенно сегодня, кто из них более, а кто - менее в
своих воззрениях прав. Все были убеждены в своей единственной правоте и
нетерпимы друг к другу. «Партийность» в этом смысле русской нации свойственна.
Россия страна глубоко ортодоксальная - православие в буквальном пере- 240 воде и есть
ортодоксия. Партийность в России означает одно: нетерпимость ко всем иным,
отрицание чьей-либо правоты, кроме собственной. Русской церкви это в полной
мере присуще: не успела она с колен встать, как у нее уже лютый враг - папа.
Хотя вроде как верят в одного Христа! Откуда столь воинственное неприятие себе
подобных, поклоняющихся, казалось бы, тем же истинам? Западная Европа
исторически выстрадала принципы терпимости и толерантности. И по отношению к
другим религиям, и по отношению к другим партиям. Общеизвестна фраза Вольтера:
«Я ненавижу ваши мысли, но готов умереть за то, чтобы вы имели право их
высказать». На русский лад она, по-видимому, прозвучала бы: «Я ненавижу ваши
мысли и готов убить вас, чтобы вы никогда не смогли их высказать». Русский
человек пристрастен, нетерпим, склонен к крайностям. Роль интеллигенции в
истории России далеко не так позитивна, как то казалось нам в былые годы.
Нигилизм - ее порождение. Реальность отрицалось - утверждалась утопия, светлое
будущее, которое придет через сто или двести лет. Эти поиски рая на земле -
тоже глубоко в русской традиции. Странничество - и есть поиск обетованной
земли, где рай уже наступил. |