Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
О чем тут речь? О
том, что тенденция «виноватости» дворянства перед народом, «служения» народу
(она, кстати, коснулась и Толстого: когда ему захотелось беседовать с народом,
а не с дворянством, он начал писать свои сказки) толкала «прогрессивную»
интеллигенцию на служение идеалам, на проповедь лучшего мира, на рецепты, на
право обладания истиной, то есть партийность. Интеллигенция «шла в народ», а
народ гнал ее прочь палками. Западу это чувство
вины перед народом непонятно. В Европе своих единоплеменных продавать и
покупать можно было до XI века. В Америке крепостное право было и в веке XIX,
но оно относилось исключительно к черным, людям иной расы, что психологически
чрезвычайно важ- 238 но. Негры были
рабами, их можно было купить, продать, даже убить, но они были освобождены от
воинской повинности и от уплаты налогов. В России крепостных точно так же
можно было купить и продать, но они еще и отрабатывали оброк или барщину и по
25 лет служили в армии, то есть были вообще бесправны. Безоглядное обожание
прошлого нашего отечества, восторги по поводу его былого величия и тоска по
России, которую мы потеряли, теперь вызывают у меня скептические чувства. Когда
я, скажем, смотрю свое «Дворянское гнездо» либо снятого Никитой «Обломова», где
все так чудно живут в мире, дружбе и согласии, невольно приходит мысль:
«Ладно, пусть так, но почему тогда так разрывалось на части общество? Почему
оно с такой неотвратимостью катилось к большевизму? Могло ли не произойти в
России того, что произошло в 1917-м?» Полагаю, что этой
любезной патриотам российской идиллии не было. Россия XIX века была разорвана
антагонизмами интересов, целей, психологических установок. И после отмены
крепостного права для российского мужика неволя осталась нормальным состоянием
души. Был черный люд, мещане и чистые господа. Так и говорили: «чистые». Анна
Каренина ходила в фарфоровый туалет и на вокзале пользовалась первым классом,
куда только «чистых» пускали. А если мужик туда забредал, ему швейцар под зад
ногой давал. И мужик не обижался. Потому что: «Оне баре, оне господа».
Официально рабство было упразднено, но общество было разделено на касты, почти
как в Индии. Чехов был сыном раба
(его отец был крепостным), вышел из самых низов. Но насколько далеко от
рабства его сознание! Провозглашаемая
интеллигенцией обязанность «служить народу» раздражала Чехова. Ни как
писатель, ни как мыслитель в своей литературе он рецептов, в отличие от Толстого
или Достоевского, не давал. Всегда говорил о сво- 239 ей внепартийности: «я
не правый, не левый, не постепеновец, не либерал, не демократ - оставьте меня
в покое». В этом его величие как художника. Но за это же его и били -и справа
(«недостаточно консервативен»), и в особенности слева («не служит народу»). |