Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
236 Кино способно
существовать без зрителя. Можно смотреть фильм в одиночестве и понимать: это
шедевр. Театр существует лишь тогда, когда зритель играет вместе с артистом,
между ними - ток взаимоотношений, артист излучает и зритель облучен.
Состояние, можно сказать, метафизическое. Это и есть задача режиссера -
создание театральной атмосферы, души спектакля. Замечательно сказано Михаилом
Чеховым: спектакль - это живое существо, с духом, душой, телом. Кино защищено от
плохого зрителя. Кто бы ни был в зале, даже самого дурного вкуса публика, фильм
не меняется. А спектакль меняется. Если зритель не отвечает актеру, это
создает для него трудный, практически непреодолимый барьер. В кино артист уже
отснялся, не в его власти что-либо поменять; в театре каждый спектакль - это
шанс, наконец, добиться совершенства... Прежде чем понять
любую пьесу, надо понять автора. Делая «Дядю Ваню», я шел, скорее, интуитивным
путем. Да, я изучал Чехова, читал о нем, но мне было самому не совсем ясно, что
я должен постараться понять. Ставя «Чайку», я уже имел иной опыт, но и тогда
лишь начал осмысленно постигать, почему пьеса так глубока и в глубине
бесконечно туманна. Как то свойственно любой великой пьесе. Нельзя понять автора,
не поняв время, в которое он жил. Каков был этот человек в реальной жизни? Не в
выдуманной, какую чаще всего предлагают нам литературоведы, а в реальной.
Скажем, великий Пушкин. Хоть он и клеймил в своих стихах рабство, хоть и обожал
Байрона, о рабстве не ведавшего, но в бытовой жизни воспринимал крепостничество
как данность. Писал своему приятелю: «Посылаю тебе девку, позаботься о ребенке».
Крепостное право было для него нормальным укладом: купить девку, продать девку,
обрюхатить девку - обыденность. И крепостные его, обожавшие барина, вовсе не
считали противоестественным свое состояние. 237 Чтобы понять
по-настоящему чеховского героя, нужно представить себе Россию конца XIX века.
Разночинец-интеллигент нянчил в себе чувство вины за несправедливое общество,
за крепостное право. Тогда началось это «Виноват! Виноват! Мы все в долгу
перед народом». Для чеховских героев «вина перед народом» — общее состояние
ума. Хотя в чем вина? Они ли виноваты в том, что народ бедствовал? Фирс в «Вишневом
саде», говоря, что все беды оттого, что крепостным волю дали, пожалуй,
по-своему прав. Отмену крепостного права приветствовала далеко не подавляющая
часть российского общества. Крепостничество кончилось за 30 лет до того, как
Чехов начал писать. По человеческому счету - вчера. Оно, по сути, еще жило - в
умах тех, кого от крепостного права освободили, и тех, кто были крепостниками.
И это чувство вины, как то не раз бывало в России, перерастало в кликушество, в
битие себя в грудь. Чехов замечательно писал: «Над смертным одром Пушкина
раздавался младенческий лепет Белинского. Во второй половине века то, что
слышалось в младенческом лепете, Писарев орал уже во всю глотку. Пусть же
остерегутся худшей клички те чиновники, которые идут по их стопам...» |