Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В финале оперы Онегин
оставался один. «Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!» - пел он и опускался на
диванчик в позе убитого Ленского. Начинал падать снег, поднимался задник,
открывая мраморную колоннаду - в глубине ее виднелся зимний пейзаж: русское
поле, качели, на них -засыпанный снегом труп Ленского. Перед зрителем были
как бы два трупа - Онегин и Ленский, рефреном повторяющие друг друга. Шел
снег, заметая их. Кончалась музыка. И долгая пауза - на двадцать секунд.
Затем - занавес... Художником был Коля Двигубский. Он уже переехал за границу,
уже имел опыт в опере: делал с Тарковским «Бориса Годунова» в «Ковент-Гарден».
Поначалу Колины декорации к «Онегину» мне понравились, но все же это не была
удача. Работая в «Ла Скала»
я все время вспоминал феллиниевскую «Репетицию оркестра». До премьеры - пять
дней. Ничего не готово. Иду к директору театра. - Я не видел
декораций. Не видел костюмов. Как я могу отвечать за спектакль?! - Да, мы посмотрим, -
не очень уверенно отвечает директор. - Да, конечно, мы постараемся... - Учтите, я этого так
не оставлю, - решительным голосом заявляю я. - Да, да, понимаю. Проходит два дня.
Декораций нет, занавеси не съезжаются, не разъезжаются. 235 - Учтите, - говорю я,
- в день премьеры я устрою пресс-конференцию, объясню прессе, что за результат
не отвечаю. - Да, да, - усталым
голосом говорит директор, - я вас понимаю. «Почему он не
реагирует? - думаю я. - В чем дело?» Наступает день
генеральной репетиции. Жду катастрофы. Зал полон - папы и мамы, знатоки и
ценители, друзья театра. Непонятно как, сикось-накось, спектакль все же идет и
даже доходит до конца. «Надо дать
пресс-конференцию, - вытирая потный лоб, думаю я. - Или ладно, отложу до
завтра. Устрою после премьеры». Наступает премьера, и
каким-то чудом все образуется. СНОВА ЧЕХОВ
Театр для
кинематографиста - испытание на прочность. В театре главенствует литература. На
сцене режиссеру спрятаться не за кого - он голый. И артист там голый. В кино
многое можно спасти монтажом, что-то вырезать, что-то переозвучить: кто
вспомнит, что там написано! А на сцене попробуй перемонтируй! Театр гораздо
беспощаднее к актеру, режиссеру, драматургу. Там сразу видно, у кого получится,
у кого - нет. Талант как деньги - вспомним Михаила Светлова - или он есть, или
его нет... Никита, ставя в Риме
свою «Неоконченную пьесу для механического пианино», только уже не в кино, а на
сцене, просто дрожал перед премьерой. Говорил мне перед одним из последних
прогонов: «Сбежал бы прямо сейчас». Когда ставишь на
сцене Шекспира или Чехова, что бы ты ни придумывал, там уже кто-то был. Какую
бы трактовку ни изобретал, первооткрывателем тебе не быть - нога человека туда
уже ступала. Не стоит и пытаться стать первооткрывателем, да и не это главное.
Главное- найти душу спектакля, его музыку. |