Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В пушкинском
«Онегине» намного больше, чем у Чайковского, тайны, магии. Вспомнить хотя бы
сны Татьяны, с медведем, смыкающимся в ее видениях с самим Онегиным. Чтобы
передать те же ощущения мечтательной девочки, у которой мир сказок мешается с
реальностью, я ввел фигуру медведя. Уже в первом акте вместе с хором крестьян
на сцену приходил цыган с медведем, танцевавшим со снопом. Во втором акте, где
девушки собирают ягоды, звучит «Девушки-красавицы, душеньки-подруженьки...», я
соорудил на сцене большую русскую баню: здесь снова появлялся медведь, на этот
раз он подглядывал, как девушки моются. Они били его вениками, он убегал... В
третий раз 233 медведь появлялся на
балу у Лариных. Точнее, там это была маска, появлявшаяся среди других ряженых -
Петуха, Лисы, Орла, Сокола, Кошки. Итальянские мастера сделали замечательные
маски из соломы. Ряженые сплетничали, Медведь подкрадывался сзади к Татьяне,
снимал маску, и тут открывалось, что это Онегин. Онегин появлялся у
нас и в сцене письма Татьяны. Френи пела ее фантастически. Из темноты, как бы
в ее мечтах появлялся Евгений, клал руки ей на плечи («ты в сновиденьях мне
являлся...»), она хватала его за руки и дальше пела уже ему - это была очень
чувственная сцена. А потом он вновь уходил во тьму. В сцене
петербургского бала маски появлялись снова, и среди них - Медведь. Маски на
этот раз имели уже характер, так сказать, аристократический, все были оклеены
осколочками зеркал. Мне хотелось еще и в
последней картине положить на пол шкуру убитого медведя, на которой и
объяснялся бы Онегин. Но для сцены шкура была слишком мала - она просто
терялась... Впрочем, и без нее музыкально-кинематографический лейтмотив
медведя был проведен через оперу. Второй лейтмотив был
прямо из «Дворянского гнезда» -качели. На качелях Ленский
объяснялся Ольге. Была сделана пастораль в духе Бенуа - Лансере, с крылатыми
херувимами. Херувимами были двое крестьянских ребятишек в льняных рубашечках.
Они появлялись на сцене в самом начале оперы: Татьяна и Ольга пели дуэтом
«Слыхали ль вы...», украшая их головки венками и приделывая им бумажные крылья.
Они как бы готовились к некому представлению-пасторали. Потом дети начинали
играть как херувимы, спускали качели, приносили цветы и, стоя в позах, подслушивали.
Вся сцена обретала ощущение пасторали, мирискуснического восприятия
классицизма. У этих же качелей
происходила сцена дуэли. Зима. Качели, занесенные снегом. Увядшие цветы.
Ленский поет 234 «Куда, куда, куда вы
удалились...», раскачиваясь на качелях. «Ах, Ольга, я тебя любил...» - он как
бы обращается к самой Ольге, когда-то сидевшей здесь рядом с ним. Потом приходили
дуэлянты, происходил поединок, убитого Ленского подволакивали на авансцену к
качелям, сажая на них в позе известной скульптуры Пушкина. Онегин распахивал
его шинель - под ней все было в крови. «Убит?!» - «У-у-б-и-и-т!» Сцена
погружалась в затемнение, шел снег... |