Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
228 Еще один непременный
атрибут оперы - клака. Вся галерка забита клакой. Мест для посторонних там
нет. Клака берет с солистов деньги за овации, может засвистеть кого угодно,
забросать апельсинами или, если надо, заглушить громом аплодисментов
нежелательный свист. Она делает скандал или не делает скандал. Клака - это
работа. Это чистая мафия. Оперные звезды ей приплачивают. - Не выношу клаку, -
говорила Френи. Она действительно не имела с ней дела. Но клака ее не трогала.
Ее любили. Она открывала рот, и оттуда лилось чистое золото. Ей было уже под
пятьдесят, но, выходя на сцену, она волновалась, как девочка. Она вообще
существо исключительно женственное и чистое, для меня звезда не меньшей
величины, чем Мария Каллас. Режиссура оперная и
режиссура кинематографическая -две почти несовместимые профессии. Мои репетиции
сначала были, скорее, режиссерскими. Но скоро я понял: анализ поступков оставь
при себе, дай певцу рисунок. Все. В опере другие средства выражения. Артист не
может играть и петь. Только когда я уже ставил «Пиковую даму», мне открылось,
что такое искусство большого жеста. В кино большой жест нелеп, в драматическом
театре - слишком театрален, в опере - это самое то, что должно быть. Кино
-искусство пристальное: в нем бывает достаточно подрагивания век, еле
заметного вздоха. В театре это уже не работает, тем более в опере, где человек
стоит, разинув рот, в застывшей позе. Какое там подрагивание век! Нужен жест во
весь размах рук. Сопоставляя кино,
театр, оперу, понимаешь, что следующий за оперой шаг в условность - цирк. Потому
так полна опера феллиниевских персонажей. Бегают какие-то замороченные
администраторы, приезжает маэстро, ходит по сцене с двумя секретарями, пробует
голос. Прислушивается к акустике. Впервые выйдя на
сцену «Ла Скала», я опустился на колени, перекрестился: «Боже! Я стою там, где
пела Мария 229 Каллас!». Каллас
вообще не поддавалась режиссуре. Поэтому ее спектакли ставил Карали. На нее
надевали костюм, она выходила на сцену, становилась на определенную точку и
больше уже не сдвигалась с места, - сцена жила и двигалась вокруг нее. Она
исполняла свою партию, потом уходила. Вот и вся мизансцена. Но в этой точке,
«точке Каллас», голос ее звучал с такой громкостью и чистотой, что даже ее
шепот был слышен во всех уголках зала. Оперный артист
скован, зажат условностью своего искусства. Напрасная иллюзия, что его можно
заставить играть по Станиславскому. Конечно, в каких-то случаях можно, но
это, скорее, даже мешает восприятию. Красота музыки часто важнее, чем красота
мизансцены. В оперу ходят не ради сюжета, а ради музыки Одна из самых
заманчивых вещей в опере - создание магического зрелища. Увертюра,
поднимающийся занавес, поющие люди - все это уже ритуал. Пение в человеческую
жизнь вошло как ритуал, будь то ритуал труда, или выражения чувств, или обращения
к божеству. Песнопения в честь Диониса, барды, менестрели, серенады - это все
менявшиеся в разные века и в разных странах ритуальные ипостаси пения. |