Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Меня пускали и в зал
и за кулисы, я с восторгом смотрел спектакли, но еще больший восторг вызывала
возможность прикоснуться в бутафорском цехе к волнистому мечу, с которым
сражался герой-горбун в «Городе мастеров» Татьяны Габбе. Играл его актер
Нейман, он был лыс, я видел его в этом замечательном спектакле, наверное,
десятки раз. Никто из сидевших в зале не держал этот меч в руках - я его
держал! С этого времени чудо и счастье театра было со мной. И вдруг - приглашение
ставить в «Ла Скала». - Не берись не за
свое дело! - говорила мне одна часть моего сознания. Действительно же, не дело
кинорежиссера ставить оперы. - Берись! - говорила
другая часть сознания. - Что может случиться в худшем случае? Не убьют же, в
конце концов! У проекта были
исключительные исполнители. Дирижер - Сейджо Озава, Татьяна - великая Мирелла
Френи, Гремин - Николай Гяуров, Онегин - Бенжамин Лакстон. 227 Готовился к
постановке я в основном по Пушкину, хотел поставить прежде всего «Онегина»
Пушкина, а потом уже «Онегина» Чайковского. Проштудировал то, что делал
Мейерхольд, изучил разные книжки. Дошло до репетиций. Тут отходит на второй
план ощущение режиссерской ущербности. Начинаешь анализировать поступки, реплики
- это как бы уже знакомый тебе этап работы. Нет, оказывается, в опере все
иначе, чем в кино или драме. Слава Богу, пятнадцать лет, положенных на мое
музыкальное образование, очень меня выручали. Наталья Петровна не зря силком
усаживала меня за рояль. Прежде всего, я мог читать ноты. Для меня не
составляло особой проблемы сесть за клавиши и сыграть то, что должно было
прозвучать в оркестре. С певцами я мог разговаривать, более или менее, на их
языке. Для меня нет загадки в словах «ачелерандо», «диминуэндо», «крещендо».
Оперные артисты могли мне доверять. Итак, Италия, лето,
жара, оперные репетиции. Репетировали мы не в театре - за городом. Никогда не
забуду обеды в дешевой траттории, на террасе, крытой рифленым пластмассовым
листом. Над головой громыхает электричка, со мной - великие певцы, мы едим
жареное мясо, пьем вино. Мирелла Френи выходит из-за стола, идет к откосу
насыпи, собирает какую-то травку, тут же моет ее в стоящем на улице
умывальнике, рвет руками, посыпает наше мясо. Аромат замечательный! И вся эта
сцена, по ощущению естественности и в то же время божественности бытия,
словно пришла из итальянского неореализма. Оперный театр в своих
проявлениях - это Феллини. Есть непременная дива с адским характером. Она ангел
с людьми, ангел дома, ангел с режиссером, в данном случае со мной. Но если
что-то, касаемое театральных дел, не так, она не приходит, сказывается больной,
все бегают перед ней на цыпочках. Это ее право, она - дива! У каждой дивы есть
свои числа, по которым она не поет. Это тоже ее право. |