Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Старуха,
пятясь, пошла, дрожа Развороченной, Мясистой
губой... А Федька брови
поднял: што жа, Байбича,
што жа с тобой?.. И вдруг
завизжал - И ну ее, ну Клинком
целовать Во всю
длину. Выкатился
глаз Старушечий,
грозен, Будто бы
вспомнивший Вдруг о
чем, И долго в
тусклом, Смертном
морозе Федькино
лицо Танцевало в
нем. Киргизия, какой я
знал ее по стихам Васильева, была страной людей с открытыми и первозданными
чувствами, с яростным накалом страстей. Быть может, его поэзия и решила вопрос
о выборе материала первой моей картины. Позднее я убедился,
что не ошибся и в выборе жанра трагедии для киргизского материала. В массе
своей киргизы остались на уровне шекспировского зрителя, в одном и том же зале
под открытым небом с равным увлечением смотревшего и «Гамлета», и травлю
медведя собаками. Мне рассказывал артист Фрунзенского академического театра,
как страшно ему было каждый раз играть Яго. Многие из сидевших в зале были
чабаны, спустившиеся в столицу с гор. Как правило, они покупали три места на
двоих - на свободном кресле раскладывали лепешки, вяленое мясо, 28 лук, естественно, не
забывали и выпивку. К концу второго акта зрители были уже неплохо разогреты, их
эмоции все более воспламенялись. Происходящее на сцене воспринималось ими как
реальность. В момент решающего монолога Яго из зала неслись проклятья, в
злодея летели пустые бутылки. Вот это зритель, достойный шекспировского величия! Другой художник,
мощно повлиявший на облик «Первого учителя», — Куросава. Впервые я увидел его
в Госфильмофонде — «Расемон», «Трон в крови», «Телохранитель»... Он сразу же
меня покорил. Он умеет быть серьезным, но в то же время и развлекать, никогда
не быть скучным. Каждая пауза насыщена чувством, каждая сцена - смыслом.
Статуарность, своеобразная театральность, причем театральность очень условная,
в манере старояпонского театра «Но», эстетически от нас предельно далекого, -
все это, как ни странно, очень мощно, безотказно воздействует на зрителя.
Считаю себя его учеником. Но главное, чем
поражал Куросава, - температурой своих картин, что вообще свойственно любому
из великих киномастеров. Раскаленность его мира, ощущение ветра, стихий
природы, элементов мира - воды, огня, земли, дождя, грязи, ветра, поднимающего
пыль, шума леса - все это по-настоящему эпично. Элементарные вещи, преображенные
его фантазией, становятся прекрасными символами. Думаю, из всех великих
Куросава - самый эпический и трагический. Дэвид Лин, к примеру, замечательный
мастер, профессионал, а рядом с Куросавой его не видно. Пигмей. До такой мощи и
близко не дотягивал. В фильмах Куросавы
вселенная живет по особым, трагическим законам. Если дождь, то это уже не
дождь, а льющий с неба кипяток или серная кислота. У героев температура
постоянно выше сорока градусов, они поднимаются до вершин духа и падают до
бездн отчаяния, все накалено, все на пределе чувств: надежда и отчаяние, любовь
и ненависть. В «Семи самураях» герои неподвижно молчат, в то |