Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Как раз в это время
Борис Добродеев принес мне сценарий по «Первому учителю» Чингиза Айтматова.
Драматургия была не лучшего качества, но я взял повесть, прочитал ее, и тут
уже мне что-то начало метиться. В то время я очень увлекался Куросавой, мне
замерещилась самурайская драма, азиатские лица, снежные горы, страсть,
ненависть, борьба. Сценарий я сначала
переписал сам, потом позвал Фридриха Горенштейна, заплатил ему, и он привнес в
будущий фильм раскаленный воздух ярости. После чего уже стало ясно, что браться
за картину стоит. Надо было утвердить
сценарий у автора повести. Мы встретились с Айтматовым в Кремлевской больнице.
Он прочел сценарий прямо в коридоре, сказал: «Мне нравится». Картину запустили
в производство. От повести сценарий
отличался очень сильно. Действие в нем происходило только в прошлом,
современный пролог и эпилог мы отбросили. У Айтматова учитель салол то- 26 поля, у нас был
единственный на весь аил тополь, и его-то как раз рубил учитель, чтобы строить
новую школу, взамен сожженной. Во многом сценарий был антиподом повести. В работе над этой и
еще более над последующими своими картинами я смог убедиться, что не так уж
важно, какая конкретная вещь Чехова, Достоевского или, к примеру, Шекспира
выбрана для постановки. Для меня важен не столько сюжет и актуальность
прочтения автора, сколько мир писателя. А мир этот можно угадать в любом его сочинении,
даже самом слабом. Как в капле воды отражается мир, так и в самой краткой
новелле отражается написанное в десятках томов. Но можно еще наложить на это
отражение мир другого творца - например, на Чехова Бергмана, на Шекспира
Куросаву. Мир «Первого учителя»
складывался из умножения миров Чингиза Айтматова, Акиры Куросавы и поэта Павла
Васильева. Казахстан и Киргизию
впервые открыло мне творчество Павла Васильева. Он поэт чрезвычайно яркий,
страстный. Подчас жестокий. Погиб в расцвете таланта, в 1937-м. Вышел на шаг
из колонны заключенных сорвать ромашку и был застрелен лагерным охранником.
Себя он считал потомком древних кочевых племен, с молоком матери впитал
культуру Сибири и Азии, где родился и вырос Он был ослепительно талантлив и
потому об истории, судьбе, национальном характере среднеазиатских народов смог
рассказать по-настоящему самобытно, оригинально, мужественно. Особенно потрясли
меня его «Песни киргиз-казахов» и поэма «Соляной бунт». Никогда не забуду в ней
строк о старой киргизке, которую при подавлении народного восстания убивает
казак. Федька
Палый Видит: орет
тряпье - Старуха у
таратаек - Слез с коня И не спеша
пошел на нее, 27 Весело
пальцем к себе маня: — Байбича,
отур, Встречай-ка
нас Да не
бойся, старая!.. - Подошел - и Саблей ее
весело По скулам -
раз! Выкупались
скулы в черной крови... |