Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
29 время как Тосиро
Мифунэ кривляется почти как Крамаров, обвиняя их в надменности. Накал правды
потрясает. Куросава не пытается вызывать зрительское сопереживание и именно
этим достигает эффекта трагедии... В сравнении с айтматовской лирической
прозой температура экранного «Первого учителя» превышена на много градусов.
Меня вело желание снять раскаленную реальность. Это была первая моя
полнометражная картина, готовился к ней я очень тщательно, очень волновался.
Оператором решил взять кого-то из вгиковских выпускников. Спросил у Юсова: - Кого посоветуешь? - Есть талантливый
парень, - сказал он, - Гога Рерберг. Следом за Рербергом
появился и художник - Миша Ромадин. Этой троицей мы сделали три картины -
«Первого учителя», «Историю Аси Клячиной», «Дворянское гнездо». С Рербергом я
снял еще половину «Дяди Вани». Подготовительный
период был длительный, я готовился к картине очень тщательно, попросил
Ромадина сделать раскадровку. Сценарий с этой раскадровкой потом я, кажется,
подарил французской синематеке. Ромадин предложил
сделать черно-белую картину. Именно черно-белую, а не просто снять на
черно-белой пленке, которая на самом деле дает картинку серо-серую: и белый -
не белый, а сероватый, и черный - не черный, а черно-серый. Цветных костюмов у
нас не было. Все костюмы специально шились только из черного и белого материала.
Если материал полосатый, то тоже - только черные и белые полосы. И декорации
-тоже черно-белые. Мы прописывали их, фактурили каждую мелочь, добиваясь
максимального контраста градаций: иногда даже рисовали тени на стене - черные
тени. Миша в этом отношении был бескомпромиссен. Мне повезло.
Выбранный нами метод съемки длиннофокусной оптикой привнес в картину ощущение
документа. Мы организовывали большие куски действия - базар, 30 байский праздник - в
манере документального события. Люди пили, ели, играли, а мы снимали их
несколькими камерами с длиннофокусной оптикой, как бы подглядывая происходящее
со стороны. Съемку длиннофокусной
оптикой подсказала стилистика Куросавы. В нем я черпал уверенность! Порой даже
воровал впрямую. Вплоть до мизансцен. Ни один из актеров,
пробовавшихся на роль героя, мне не понравился - я взял Болота Бейшеналиева,
пришедшего к нам в группу ассистентом режиссера. На роль Алтынай я не
надеялся найти актрису — искал девушку, которая была бы артистична. Мне привели
несколько казашек, учившихся в балетном училище Большого театра. Среди них
была Наташа Аринбасарова, мне очень понравился овал ее лица, фарфоровая
нежность кожи, женственность. Я сделал ее пробы и уехал смотреть девочек в
Киргизию, хотя внутренне уже чувствовал, что никого лучше не найду, буду
снимать ее. Так и оказалось. Наташу на съемки
отпускали с трудом. Ее уже взяли в Казахский академический театр оперы и
балета, мама очень боялась, что она потеряет форму. Мы даже на время съемок
взяли ей педагога, чтобы она не оставляла занятий балетом. |