Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я очень люблю
Нагибина как писателя, он был чрезвычайно талантлив и как сценарист, почти все
его вещи кинематографически зримы, образно ярки. Работать с ним доставляло
огромное удовольствие. То, чего я хочу добиться, он схватывал почти мгновенно. Он был очень молод по
темпераменту. Его интерес возбуждало буквально все. Приезжая куда-либо, он уже
знал, что здесь смотреть. Какие храмы, памятники, произведения искусства. Он
мог пешком шлепать через весь город, чтобы посмотреть какую-то фреску, картину
в музее. Знал не только Лувр или Прадо, но музеи гораздо более скромные, в
каждом умел находить шедевры. В Швейцарии мы
замечательно съездили на виллу Рахманинова в Лугано, поговорили с его
племянником. Нагибин знал об этой вилле все еще до приезда, ходил по ней,
будто здесь уже давно свой человек. Работа над сценарием
шла медленно. Сценарий не менее объемный, многоплановый, чем «Сибириада», не
менее сложный по своей структуре. Очень многое надо было придумать,
сконструировать по драматургии, найти точные детали, кинематографические
образы, сочетающие воспоминания героя, то, что ему мерещится, с реальностью, в
которой он живет. 215 В этом мне очень
помог Мандельштам, сочетавший в | своей поэзии образы несочетаемые - то, что и
хотелось видеть в картине. «Павлин в курсале» - пустой курсал, гуляющий по
нему павлин - это образ из начала века, то, что мог видеть и Рахманинов во
времена, когда был всего лишь бедным студентом. С самого начала мы
понимали, что наша картина не просто о музыканте. Она - о художнике и о земле.
Поэтому в сценарии у нас два героя - Рахманинов и его кухонный мужик. Мужик
любит девку, а она любит Рахманинова. Эта девочка, Марина,
фигура реальная. Она потом была няней у детей Рахманинова, даже приезжала к
нему в Швейцарию. Он, судя по всему, ее обожал. Его дети, особенно дочки, тоже
ее обожали. Но у нее была чахотка, она уехала умирать в Россию. Мы придумали,
что она любит Рахманинова, всю жизнь, безумно. Это она привозит ему куст
сирени, который он пытается потом высадить на американской земле. А Марину
любит этот мужик, в начале фильма - мальчик. Когда придумали это, поняли, что
сценарий есть. Замечательный. Наотмашь. Где-то в середине
работы Нагибин меня очень сильно расстроил. В это время мы жили в Лондоне. Я с
нежностью вспоминаю это время, беседы с Юрой на диване, долгие прогулки по
лондонским паркам, вкуснейшие обеды, которые нам готовила его жена Алла.
Как-то я заметил, что он работает немного спустя рукава, сказал ему об этом. - Да, ладно! -
отмахнулся он. - Это ж кино! Это не литература. В этом было
достаточно снисходительное, даже слегка презрительное отношение к кино. Я
почувствовал себя уязвленным, мне стало обидно за свою профессию. Кино не хуже
и не лучше литературы, это просто другое искусство. Потом я не раз втыкал ему в
ответ: |