Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Сам человеческий тип
Рахманинова очень мне дорог, бесконечно напоминает тот скромный, в известном
смысле аристократический, страстный, пылающий и в то же время очень сдержанный
внутри русский характер, отличавший Чехова, Врубеля. Предки Рахманинова
были из татар, об этом говорит сама его фамилия. Шаляпин звал его татарвой, в
его музы- 213 ке всегда были сильны
восточные мотивы. Родился он в семье разорившегося дворянина, жил скудно,
зарабатывал уроками. Конец обучения в консерватории особыми успехами
ознаменован не был. И слава, и состояние были заработаны упорным трудом: он
построил дом, имел автомобиль, но после революции все национализировали. Уехал
за границу, все начал с нуля, мытарствовал. Поселился в Швейцарии. Опять
построил дом, посадил сирень, перевез свои любимые самовары и лавки, вызвал из
России свою служанку... Но вскоре началась война. Ужасы фашизма потрясли его.
Он бросил все и бежал на край света, в Америку. Он беспрестанно хотел защитить
себя своим домом, своим миром, но этому не суждено было свершиться: его
настигла болезнь. Сирень, которую так
любил Рахманинов, которой посвящал свои романсы, которую увез с собой из
России и пытался посадить и в Калифорнии, там не цвела. Не тот климат. И сам
он на американской земле не мог писать музыку, стал исполнителем... Рахманинов -
трагическая фигура. Горько читать его признания: «Я не пишу больше музыку,
потому что у меня порвалась духовная связь с Родиной... У меня есть слава,
успех по всему миру, а Родины нет». Свою трагедию скрывал от других - человек
он был закрытый... Со временем нашелся
продюсер, согласившийся профинансировать написание сценария. Я приехал к
Нагибину в Москву, мы приступили к работе. Был уже 1985 год. С этого момента
мы часто встречались и очень подружились. В течение пяти-шести лет я часто
бывал у него на даче, мы работали, говорили о разном, общались. Круг нашего общения
был очень широк. Нагибин меня чрезвычайно возбуждал, о чем бы мы ни говорили.
По натуре он был очень любознателен, его интересовало, что я думаю по тому или
по этому поводу. Он был исключительно образован, слушать его - на любую тему -
было интересно. Мы говорили обо всем - культуре, политике, религии, сексе. 214 Мы затеяли своего
рода игру: говорили друг с другом, как говорили бы Сталин с Брежневым, или
Берия с Рахманиновым, или Сталин с Горбачевым. Играя, пытались спроецировать
на наш замысел перипетии истории страны, не только прошлой, но и будущей.
Нагибину было интересно, каким я представляю себе будущее развитие событий в
России. Уже начиналась перестройка, с каждым моим приездом климат в стране
ощутимо менялся. Я добился для
Нагибина хорошего контракта, он приехал ко мне в Америку, был на съемках
«Гомера и Эдди». Я его снял в церкви, у него был крупный план: молился, вставал,
уходил. Седой алкаш с измятым лицом. Я смог ему заплатить за съемки какие-то
деньги. Потом он приехал в Лондон, где я заканчивал работу над картиной. |