Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
211 женщина с ребенком,
мы жили в дорогом отеле, во всем было ощущение тяжести, искусственности.
Мысленно я по-прежнему продолжал быть в Канне. Вечером по радио услышал, что
мы с Никитой поделили актерские призы, получили, как две сестры, по серьгам -
он за лучшую мужскую роль для Мастроянни, я - за лучшую женскую для Барбары
Хершей. В очередной раз я был раздосадован. Думаю, Никита тоже хотел иного.
Всем солдатам снятся генеральские погоны. НАГИБИН
С Нагибиным мы
познакомились еще в 60-е годы. Он позвонил, предложил повидаться. Я был молод,
снял пока еще только «Первого учителя», было лестно услышать в телефоне голос
известного писателя. Мы встретились в Доме литераторов, он дал мне почитать
рассказ, называвшийся «Эхо»: не заинтересуюсь ли я им как режиссер. Рассказ оказался
замечательный. О мальчике и девочке лет двенадцати. О предательстве любви. Я
увлекся, стал рассказывать, как это можно поставить. Ему очень нравилось все,
что я предлагал. Я представил этот рассказ как архетипическую историю, вечную
притчу об Адаме и Еве, о первозданности любви. Не помню уже, почему наши
отношения не получили продолжения. Может, потому, что я начал «Асю Клячину». Но
фильм мог бы получиться интересный... Довольно долго после
этого мы не общались, знакомство прервалось... Следующий виток взаимоотношений
начался, когда ко мне пришла идея фильма о Сергее Васильевиче Рахманинове.
Стал собирать о нем материалы, одна из самых интересных публикаций оказалась за
подписью Юрия Марковича-небольшой рассказ, называвшийся, как помнится,
«Сирень». Написан он был с чрезвычайным проникновением в характер, суть творчества
художника. ' Я пришел к Нагибину, предложил писать сценарий о Рахманинове: ему
предложение очень понравилось. Мы 212 обсудили, каким мог
бы быть этот фильм, он написал заявку, я подал ее Ермашу. В ответ было
сказано: «Зачем нам делать фильм об эмигранте?» Надежда поставить фильм стала
вянуть, я понял, что его не разрешат. К этому времени у
меня уже начала определяться идея отъезда. Я подал заявление, просил разрешения
жить за рубежом, Ермаш сказал: - Не уезжай. Хочешь
снимать «Рахманинова» - снимай «Рахманинова». Но поезд уже ушел.
Голова была занята только одним -тем, что должен уехать. На предложение Ермаша
делать картину не ответил. Прошло еще три-четыре
года. Я приехал в Россию - в очередной раз гостем. Для начальников я был
эмигрантом, хотя паспорт у меня по-прежнему оставался советский. В этот мой
приезд ситуация была уже иной, чем в прежние. Я только что снял «Возлюбленных
Марии», со мной уже разговаривали о возможной постановке. Подумалось, что пора
вернуться к «Рахманинову». Все эти годы фильм о
Рахманинове жил во мне. Каждый раз, когда слушал его музыку - а случалось это
часто, я очень люблю ее, - возникало желание снимать. Думалось: «Господи,
какой же я дурак! Почему не сделал этот фильм?» Сама музыка толкала меня на то,
чтобы делать большую эпическую картину о России и об Америке, где Рахманинов
жил последние годы. Я часто слушал Рахманинова в машине по дороге вдоль берега
океана в Лос-Анджелесе. «Какой это может быть замечательный фильм!» - вновь
просыпалось во мне. |