Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В «Стыдливых людях» я
и старался задуматься о конфликте между свободой и обязанностью, между любовью
и уважением, между правами человека и теми обязанностями, которые накладывает
на него культура. Бывает, человек пытается освободиться от обязанностей и не
может, а случается и наоборот: человек страдает от свободы, хочет и не может
обрести обязанности, готов отказаться от свободы, чтобы узнать любовь. Полкартины происходит
в болоте. На воде очень трудно снимать. Пока поставишь свет, кадр, все уже
уплыло, все поменялось - с ума сходишь. У меня снимались две
замечательные актрисы: Джил Клейбург и Барбара Хершей. Барбара была очень
красива, очень хорошо сыграла в картине Пола Кауфмана «Подходящая команда» - о
летчиках-испытателях, в «Двойнике». Роль у нее была очень
трудная. Она играла женщину старше себя, усталую от грубого труда, носила мужские
сапоги, ходила тяжелой мужской походкой. Мы сделали ей 210 скверные зубы. Ей
пришлось выучить луизианский сленг -язык кейджен, метисов французов и индейцев. Оператором картины
был Крис Менгес, один из выдающихся мастеров мирового кино, снявший «Убийственные
поля» и «Миссию». За «Миссию» он получил «Оскара». Это была абсолютно
авторская картина. Так же как и «Возлюбленные Марии», и «Поезд-беглец», и «Дуэт
для солиста». Я делал то, что хотел. Никто мне ничего не навязывал, кроме
бюджета, конечно. И эта картина ничего общего с голливудским кино не имеет,
потому, как и другие, провалилась в американском прокате: все они не были
поняты, все были достаточно сложны, даже энигматичны. Каждая была поиском
ответа на какие-то философские вопросы. О чем «Стыдливые люди»? О неизбежности
выбора между свободой и любовью- вместе им тесно. Выскажу крамольную, по
мнению многих, мысль: тоталитарный режим в каких-то случаях предпочтительней
демократии - во всяком случае, для незрелых индивидов в незрелом обществе. Все
эти парадоксы американцам чужды. «Стыдливые люди»
казались мне тем главным, что я так долго вынашивал, что более всего хотел
высказать. Но у зрителя это не нашло отклика. Может, я слишком пересимволизировал
картину, может, загнал важные для себя мысли в слишком семейную историю, может,
был слишком рационален, решая философскую проблему выбора. А может, что-то
утерял за те несколько лет, которые прожил с этим замыслом: мир сдвинулся
вперед, пришло новое кинематографическое поколение, более иррациональное,
более свободное, более контактное с аудиторией... Картина пошла в Канн,
там же в тот год были и Никитины «Очи черные». У меня уже была спутница, с
которой я приехал на фестиваль. Красивая женщина, но глупая, не странно ли? Эх,
Кончаловский, Кончаловский!.. Мы представили
картину, и, чтобы не ждать решения жюри, я поехал в Венецию. Это была моя
шестая Венеция, на этот раз малоинтересная. Со мной была не очень умная |