Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Болота, аллигаторы.
Идет старик, тащит через плечо за хвост аллигатора. Такие вот картинки можно
увидеть из 208 окна машины. Особая
психология. Порцию раков в луизианском ресторане накладывают в тарелку выше
головы. Во всем безумство юга. Жара. Все влажные. Чувственность обострена.
Блюз. Диксиленд. Французский квартал Нью-Орлеана - это те места, где Теннесси
Уильяме писал «Трамвай «Желание». Мне очень хотелось передать это ощущение в
картине. Но по философии это было во многом продолжение «Сибириады»: в мире
луизианских лесов и болот разлит такой же пантеизм, метафизика природы, человек
так же ощущает себя лишь частицей этого мира. Взаимоотношения двух
семей в «Стыдливых людях» -это, грубо говоря, метафора двух государственных устройств
- России и Америки. Нью-Йоркская семья - модель США, где члены семьи друг друга
уважают, но не любят. А семья из Луизианы - модель России, где люди друг друга
не уважают, но любят и ненавидят. Луизианская семья имела своего Сталина -
отца, который то ли умер, то ли жив -призрак его витает над болотами. В этой
семье были свои диссиденты, своя Чехословакия, свое подавление восстания. Все
как в социалистическом лагере. В «Стыдливых людях»
меня занимала проблема дуализма любви и свободы. Как они соотносятся? Я начал
сомневаться в том, что можно любить и быть свободным. А если свобода без любви
или любовь без свободы, тогда что лучше? У каждого свой выбор, но каждый
должен понимать, чем он жертвует. Я делал картину о
взаимоотношениях, принятых в разных культурах, о необходимости взаимной
терпимости. Демократия - это прежде всего терпимость. Терпимость, думаю,
чуждое России понятие. Терпение -да! Терпимость -нет... Задумайтесь: почему в
России объект нетерпимости меняется, но нетерпимость остается? Не потому ли,
что интенсивность чувств в нации превалирует над подходом рассудочным? Это относится и к
искусству. Оно у нас тоже иное. Обра- 209 тим внимание на сам
корень иноязычного слова «беллетристика». Бель леттр — красивые буквы. Русская
словесность заботилась об ином - о чувстве. Танеев не зря говорил, что русская
песня тянется, как тропа в поле. Формы нет, одно чувство. А взять песню
немецкую или французскую: там ритм подчиняет все. Конечно, и русские песни не
лишены ритма, но в России форме всегда отводилось второе место, первой заботой
была сущность. Разные нации - разные ментальности. Они проявляются во всем: в
отношениях между детьми и родителями, между мужчиной и женщиной. Цивилизация и
культура - не одно и то же. Цивилизация строится на приоритете прав, культура
- обязанностей. Скажем, в культуре китайской или японской, еврейской или
арабской человеку предписывается великое множество ритуалов, обязанностей,
имеющих силу закона, требующих неукоснительного исполнения, не считающихся с
личными правами. Но и внутри этой культуры человек тоже может быть свободен. |