Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Хоть это кино, а не
литература, Юрочка, но все же придется не полениться и поработать. Диалог
хреновый. Надо переписывать. 216 Он улыбался в ответ
своей сардонической улыбкой (чувство иронии у него было замечательное) и, не
споря, переделывал то, чего я не принимал. Я любил его здоровый
цинизм. Для человека, который видел и понимал, что в стране происходит, умел
ничему в ней не изумляться, это естественно. Он был здесь воспитан,
приспособлен к выживанию, хоть выживалось и трудно. Наконец, сценарий был
окончен. Начинали мы его, когда я делал «Поезд-беглец», заканчивали на «Гомере
и Эдди». Думаю, среди многих сценариев, написанных при моем участии, это один
из лучших. Интересный фильм может из него получиться. Верю, что еще поставлю
его. Опять, увы, все упирается в деньги. До сих пор храню у
себя рассказ Нагибина, давший толчок долгой и, надеюсь, еще не оконченной
судьбе этого замысла. История «Сирени», история романса, который стал поводом
рассказать о России, о великих потрясениях, пережитых ею на протяжении
полувека. Пару лет назад были
изданы дневники писателя, где наши взаимоотношения описаны совсем с другой
точки зрения. Мол, я холодный, полный цинизма человек. Читая про себя, просто
не мог поверить, сколь по-разному воспринимались нами наши отношения. Странное
дело, эти строки нисколько не изменили ни моего отношения к Юре, ни памяти о
счастье, испытанном во время нашей совместной работы и просто во время,
проведенное вместе. Люблю его по-прежнему. Может быть, потому, что я
действительно циник? Не знаю. Да и не все ли равно теперь?.. «ГОМЕР И ЭДДИ»
Практически на любой
постановке наступает момент, когда чувствую, что всех обманул и обман неминуемо
должен раскрыться. Сейчас все увидят, какой ты жулик и как все это время всех
обманывал. Боже, теперь поймут, что и все пре- 217 жнее было чушью.
Обычно это случается в середине работы над сценарием, примерно где-то в начале
его второй половины. То же бывает, когда складываешь материал. Фильм состоит из
фрагментов материала, решение каждого могло быть лучше или хуже, и заранее
знаешь, что каждый фильм - цепь упущенных возможностей. Стараешься забыть о
нереализованном, но оно все равно будоражит память: ты же мог сделать иначе,
зачем же ты так поторопился? Да, вроде бы получилось неплохо, но могло быть
лучше. Ты пришел на съемочную площадку, пятьдесят человек, благоговейно
раскрыв рты, уже ждут, что ты скажешь, кровь гонит адреналин, и ты иногда с
уверенностью, а иногда от безысходности (надо же что-то говорить) объявляешь:
«Эту сцену будем делать так...» А так ли ее надо делать? Можно же было
придумать и совсем иначе! В каждой картине есть
места, где надо выкладываться до конца. Знаешь: если провалишь здесь, картина
погибла. В «Возлюбленных Марии» это была сцена на кухне, взрыв чувств,
доходящий до истерики. Хорошо сделана сцена. В ней есть несколько очень крутых
виражей, переворачивающих отношения героев. В «Поезде-беглеце» это сцена драки
в поезде, когда Войт роняет нож, начинает плакать. Как будто дух святой в него
входит, он начинает сознавать, что только что мог убить человека. Я говорю
здесь не о языке, не о профессии - а о смысловом эмоциональном узле, который
держит всю конструкцию. Потому ее и пришлось трижды переснимать - у Войта не
получался шок от душевного просветления, переход от ярости к осознанию своего
безумия. Человек не понимает сам, что с ним происходит. А он просто становится
из зверя человеком. |