Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Можно ли при этом
сохранить свою стилистику, поэзию, свой авторский мир? Работаешь, как на
боксерском ринге: все в тумане, перед тобой лишь лицо противника - ноги дрожат,
кулаки в перчатках машут направо и налево, глоток воздуха в антрактах между
раундами, и снова лупишь и получаешь удары. Видишь только одно - ближайшую
цель. На площадку надо
приходить, зная досконально от «а» до «я», готовым пусть по минимуму, но все же
сделать задуманное в пределах отпущенных возможностей. И тогда со временем,
может быть, тебе удастся завоевать право работать в условиях, позволяющих
чувствовать себя художником. Я на себе испытал,
как голливудские условия, необходимость быть все время мобилизованным,
сказываются на самом языке фильма. Какой бы опытный, сверхпрофессиональный
режиссер ни делал картину, стилистика всецело утилитарна. Все снимается по
типовой раскадровке: общий план, средний, крупный - как делалось у нас в 30-е
годы. Своя, авторская стилистика, свойственная Феллини, Антониони, Тарковскому,
Герману, - практически невозможна. Американский кинематограф, очень эффективный
с точки 179 зрения
производственной и коммерческой, расплачивается за это тем, что лишь немногие
его мастера - Коппола, Скорсезе, Сидней Поллак, Вуди Аллен - сумели в какой-то
степени сохранить свободу самовыражения. Я понял, что нет иного выхода, как
жертвовать своим авторским языком во имя содержания, которое хочешь выразить.
Скажем, я не мог позволить себе два дня репетировать сложную панораму, а потом
на третий - снять ее единым куском. Чтобы хоть отчасти сохранить свою
орфографию, свой синтаксис, приходилось преодолевать огромное давление... Мы начали озвучание.
Делали его в монтажных «Уорнер бразерс». Я ходил по студии и лопался от
важности. Я — на «Уорнер бразерс»! Завершаю свою картину! Там в монтажных
появилась миловидная девушка с водянисто-серыми глазами, чудным ртом, огромной
копной золотых волос. У нее был бой-френд, рок-н-рольный музыкант, из
неудачников. Девушку звали Ким
Харрис. Монтажные были двухэтажные, на каждом этаже - балкончики. Она стояла
на верхнем этаже, я - внизу. - Ким, - вдруг
предложил я, - поехали отдохнем куда-нибудь на выходные. - Ага! - с иронией
откликнулась она. - На Гавайи? - Точно! Поехали на
Гавайи. - Я сказал, и голова закружилась от самой возможности это сказать.
Голова-то была советская. Не помню, что она
ответила, но в конце той же недели мы поехали. Провожал ее бой-френд. На
Гавайях начался наш роман. После этого мы стали жить вместе. Сняли небольшую
двухкомнатную квартирку в западной части Голливуда, недалеко от
Калифорнийского университета. Со своим другом она рассталась. После жизни с
Ширли Мак-Лейн, в кругу звезд и знаменитостей, я стал жить как начинающий
американский кинематографист. |