Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
На дверях в коридоре надписи - «Суслов», «Косыгин», в
ногах вата, некая легкость в теле, на лице - непонятная улыбка, входишь
бодренький в кабинет... Что это за наказание - рабское чувство униженности
перед начальником! Можно, конечно, по-разному себя вести, давить понт,
выступать, но все равно куда деться от ощущения своей зависимости! От желания
сказать начальнику: «Пошел ты...» А само это желание есть признак рабства.
Когда люди разговаривают на равных, ни у кого не возникает желания посылать
собеседника «на» или «в». Достаточно сказать: «Я с вами не согласен». В моей жизни подобное бывало не раз. Хождения к
начальству, к министру, в райком партии, на выездную комиссию. Сидят люди,
которых ты презираешь, но от них зависит, поедешь ли ты за границу. Они ничего
ни 158 в чем не понимают, задают вопросы. Я уже женат
на иностранке. Я уже пожил в Париже два года, а они меня спрашивают: кто лидер
компартии в Уругвае? Как будто от знания этого хоть как-то зависит, можно ли
меня выпускать или нет! У меня было одно страстное желание - избавиться от
всего этого. Уехать. Выйти из системы. Избавиться от советского паспорта. Жить
с ним стыдно. В этой стране жить стыдно. Советский паспорт - паспорт раба.
Идешь по парижской улице, видишь клошара, спящего под мостом на газете,
думаешь: «Он счастливее меня - у него не советский паспорт». Слава Богу, это
чувство ушло в прошлое. Так стыдиться за свою страну уже не приходится. А комсомольские хождения в райком! Когда мне
исполнилось двадцать восемь лет, я пошел в райком сдавать документы. Мне
проставили отметку: «Выбыл по возрасту». Я возвращался домой, у меня уже другой
была походка! Я больше не несу на себе этого бремени! Меня не могут выгнать из
ВЛКСМ! Приляпать пятно на всю жизнь! Облегчение невероятное! А ведь было время,
когда я подумывал о необходимости вступить в партию. Что значило в те годы получить выговор по комсомольской
линии? Значило, что ты стал невыездным. А желание ездить было уже
непреодолимым. После поездки в Венецию мне хотелось видеть мир. От кого это зависело?
От Романова, от министерства, от Ермаша... Я ловил себя на мысли, что завидую сбежавшим - Рудольфу
Нуриеву, Наталье Макаровой... Они остались там! Взаимоотношения с властью развивались от «все, как
надо» к «хочу больше», затем к «это невыносимо». Ты хочешь больше свободы -
тебе ее не дают. Желание вырваться накапливалось уже с середины 60-х. Когда «Рублев» был окончен, от нас потребовали поправки,
потом - еще поправки. Был редакционный со- 159 вет, который вел Дымшиц, тогдашний главный редактор
Госкино. Забавно вспоминать это время. Власть, с одной стороны, была зубаста и
жестока, с другой - уже ощущала собственную ущербность. Мы, грустные, вышли с
худсовета, зашли к Кокоревой, одному из редакторов коллегии, она нас
постаралась успокоить; выходя от нее, увидели катящийся навстречу шарик. Это
был тот самый Дымшиц, который только что гробанул (ну не намертво гробанул, а
дал поправки) картину. Он остановился, осмотрелся по сторонам, убедился, что в
коридоре никого нет, после чего схватил наши руки, прошептал: «Будьте
художниками» (имелось в виду - не выполняйте поправок) и убежал дальше. В 1939
году какой-нибудь Храпченко или Большаков такого себе не могли бы позволить. |