Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Мама, что будет на сладкое? — спрашивал я. Когда
ничего на сладкое не было, мама отвечала: - Крестики и поклоны. Я не очень понимал, что это значит - крестики и поклоны,
ну, может, печенье в виде крестиков. Мама молилась, у нее была иконка, потом даже
иконостасик. Чем старше становилась она, тем религиознее. Я жил ощущениями обрядов, формальной частью таинств,
не задумываясь, есть ли Бог, что есть Бог, существует ли иной мир.
Задумываться обо всем этом стал лет в шестнадцать. Было интересно пойти в
церковь. 156 Было страшновато, стояли комсомольские патрули,
проверяли документы. Но запретный плод сладок. Пойти хотелось. Церковь
связывалась с ощущением тепла, покоя, чего-то запретного. Потом это все ожило на экране в моем «Дворянском
гнезде». Думаю, это одна из немногих советских картин, где показана не только
церковь, но и молитва. В 68-м году это было непросто. Тогда я уже читал какую-то духовную литературу, хотелось
постичь слой жизни более глубокий, чем просто ее внешняя оболочка. Снимая кино,
я пытался запечатлеть метафизику реальности, увидеть в ней скрытое духовное.
Думаю, что удалось мне это в «Сибириаде» -мое желание запечатлеть присутствие
Бога, насыщение моего мира Богом. Взаимоотношения с церковью и взаимоотношения с Богом -
вещи разные. Не скажу, что я их отождествляю. Церковь не признает сомнений в
вере. К Богу мы идем со своими сомнениями. Я до сих пор задаю себе и другим
вопрос: а что, те, которые не верят в Христа, они все кто - неверные?
Заблудшие? Еретики? Их всех что, ждет геенна огненная? Три миллиарда индийцев с
китайцами - они что, уже по факту рождения обречены? На такие вопросы ответа
нет, ни в одной религии, а я интересовался и буддизмом, индуизмом - ответа найти
не удалось, хотя даже в Коране сказано: нет принуждения и насилия в вере. Обо всем этом мы думали, делая «Рублева». Для 1965
года, конечно же, это была картина революционная. Фильм о монахе - это было
почти немыслимо. В «Рублеве» много размышлений о Боге, суждений,
волновавших нас тогда, в 1963-м. Запустить сценарий в производство долго не разрешали.
Бесконечно обсуждали на худсоветах. Наконец, Тарковского вызвал к себе Ильичев,
главный идеолог Отечества. 157 - Что это за сценарий такой у вас? Вы — лауреат, у вас
призы, награды. Зачем вам это нужно? Тарковский стал объяснять, какая это будет важная
картина о русской культуре, русской истории. - А когда картина выйдет? - спросил Ильичев. - Года через полтора-два. - Ладно. Запускайтесь. Сразу согласился. Он уже знал, что его «уходят» и, запустив
«Рублева», он одновременно и нам делает доброе дело, и подбрасывает подлянку
своему преемнику Демичеву. Не ему, Ильичеву, придется кашу расхлебывать... Как хотелось не зависеть ни от какого Ильичева и всего
его ведомства! Стать свободным! Неподвластным никакой власти! В 60-70-е это
желание становилось буквально непереносимым. Идешь по коридору - я это на себе
испытывал - с мягкими ковровыми дорожками, минуешь одну охрану, вторую,
третью, читаешь надписи на дверях и чувствуешь себя все меньше и меньше. Меньше
просто физически, в размере! Может быть, есть счастливые люди, подобного
чувства не испытавшие, - я к их числу не принадлежу. |