Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Следующим после Куросавы открытием был Феллини -
«Дорога», «Ночи Кабирии». Затем «Сладкая жизнь». Шок непередаваемый! Я
физически боялся смотреть эпизод оргии. Думал: «Господи, что он показывает?!»
Моя девственная советская кинематографическая мораль содрогалась от
невозможности видеть на экране такое! А сейчас смотришь на Мастроянни, ездящего
верхом на голой аристократке, и все кажется таким невинным. Но в ту пору эта
откровенность потрясала. По моим картинам нетрудно проследить, под чьим
влиянием я находился. «Первый учитель» - Куросава, 141 «Ася Клячина» - Годар, с его скрытой камерой, неактерами
в кадре. «Дядя Ваня» - Бергман. Бергман со своим северным символизмом, со своей
гениальной интерпретацией чеховской «Скучной истории» в «Земляничной поляне»
на нас с Андреем не мог не подействовать. С ним мы надолго засели. Надо было
пересмотреть много картин. Всеми правдами и неправдами мы находили такую
возможность. Посмотрели «Молчание», «Источник», оставивший ощущение шока.
Впервые на экране была сцена изнасилования, и какая сцена! Тогда и я, и Андрей
экспериментировали со временем и во многом заимствовали бергмановские ритмы.
Андрей пошел в своих поисках еще дальше, он стал головокружительно свободен.
Недаром Бергман его так любит. Ведь это бергмановские слова: «Чтобы снимать
свое кино, надо стать абсолютно свободным, по-сумасшедшему свободным».
Тарковский мог себе позволить свободу, непозволительную никому другому. Впрочем, еще до Бергмана Тарковский отвлекся на полемику
с Кубриком. В кино ведь мы очень часто полемизируем - с тем, естественно, с
кем считаем достойным полемизировать, кто провоцирует нас на полемику. Таково
вообще свойство искусства. Скажем, «Живой труп» Толстого - это его полемика с
Чеховым. Посмотрев «Иванова», Толстой сказал: «Какая жалкая пьеса! Русский
Гамлет не получился. Я покажу, как надо писать пьесы!» Так и «Солярис» был полемикой Андрея со Стэнли
Кубриком. Очень точно помню, «Космическая Одиссея: 2001» на
Московском кинофестивале 1969 года была для нас ударом наотмашь! Мы выходили
из зала, не в силах оправиться от шока. Вскоре затем возникла идея «Соляриса». После Бергмана пришла очередь Брессона. И Брессон, и
Бергман остались двумя идолами Андрея. «Ничего, ничего», - одобрительно
приговаривал он, вспоминая кадры «Мушетт», «Дневника сельского священника» и 142 «На удачу, Бальтазар», с их невероятной католической
сдержанностью. «Ничего, ничего» в его устах значило: «Гениально!» Вот эти великие - Бюнюэль, Куросава, Феллини, Бергман,
Брессон - остались для меня высеченными в скале, как знаменитые бюсты
американских президентов. Интересно, что у всех у них нет, как правило, желания
выдавать рассказываемую историю за саму жизнь. Своими картинами они как бы
говорят: «Это искусство. Это неправда». И Бергман в своих метафорических
картинах, и Куросава в таких фильмах, как «Трон в крови», «Кагемуся», «Ран», да
и других, Бюнюэль - особенно в «Виридиане», театральны. О Феллини и говорить
нечего. Его фильмы - это даже больше, чем театр. Это уже цирк. И Феллини словно
сам кричит из-за каждого кадра: «Вы видите, как это не похоже на правду, на
реализм?» |