Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Голливудские фильмы тоже неправдоподобны, но там
неправдоподобие иного рода - неправдоподобие конфликта слишком доброго со
слишком злым. Здесь же иной виток неправдоподобия - неправдоподобие искусства,
и это объединяет всех этих мастеров. У всех у них трудно воровать. Можно
перетащить в свой фильм какие-то мизансцены, какие-то аксессуары, какие-то внешние
атрибуты, но украденное так или иначе начнет выпирать. Сразу видно, у кого
украл. Обычно ведь воруются внешние атрибуты: играет цирковая музыка, клоуны
ходят, висит белье. Мироощущение украсть куда как труднее. Его вообще украсть
нельзя - им можно проникнуться, вдохновиться. В этом случае у зрителя уже не
будет ощущения плагиата, вторичности, прямого заимствования, хотя, наверное,
внимательный критик отметит, кто повлиял на экранный мир художника. Подражание начинается в юности с попытки копировать
внешние черты. В институтские годы я все думал, как повторить «Ночи Кабирии»,
взял картину на монтажный стол, разглядывал и записывал каждый кадрик: вот 143 тут она идет слева направо, вот тут стоит посередине,
гонял и гонял пленку, гадал: «В чем же секрет?» - и никак не мог его понять.
Напоминал себе мартышку перед компьютером, которая стучит по клавишам, лижет
монитор, но ничего осмысленного все равно не извлекается. Я все пытался понять
Феллини по верхам, по форме, но не в ней, как всегда бывает в великом
искусстве, дело. Форма вторична. У Феллини совершенно неподражаемы ситуации,
поведение актера. Но тогда я этого ничего не понимал. Мне-то казалось,
достаточно повторить движение слева направо, остановку, подъем... Секрет не
открывался. Пришлось отложить картину. Позже пришло понимание, как это
сделано. Суть в характере и в предлагаемых обстоятельствах. Это очень
человеческое кино. Для меня как-то очень взаимосвязаны три великих
личности - Гоголь, Платонов, Феллини. Они создавали мир практически бесплотных
фигур, мир неповторимых характеров в фантастических ситуациях. Выстроить ассоциированный ряд между живописью и
кинематографом очень сложно. Можно, конечно, найти параллели между Дали и
Бюнюэлем в ранних его картинах. В более поздних если и прослеживаются параллели,
то, скорее, не между Бюнюэлем и Дали, а между Бюнюэлем и Миро. Дали в общем-то
художник броский, недаром он говорил: «Я процветаю потому, что в мире полно
кретинов». У Миро, у Магритта такой броскости нет — есть метафизика. Загадка. Помню, как Тарковскому понравилось «Последнее танго в
Париже». Он рассказывал о нем с увлечением, хохотал, особенно ему понравился
разговор героя с женой, лежащей в гробу. Неудивительно, что Бертолуччи так увлечен
Фрэнсисом Бейконом. Его живопись оставляет впечатление, будто, тщательно
нарисовав лицо человека, художник затер свежую краску локтем. Все в смазке! Но
за ней просматривается нечто, и в этом «нечто» угадывается монстр. Картины
Бейкона пугают, хочется в них вгляды- |