Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
139 не так, как нормальные люди в реальности, их поведение
ирреально. Это и есть, мне думается, главное поле сюрреализма в кино -
искажение мира достигается через искажение поведения человека. Бюнюэлевские символы не высказывают ничего, что
впрямую можно пересказать словами. Они созвучны блоковской мысли о том, что
символ должен быть темен в своей последней глубине. Позднее этими принципами
я достаточно много пользовался - скажем, в «Первом учителе», белая пиала с
молоком в руках бая, по которой ползают мухи, окованная серебром плетка из
козьей ноги, висящая на столбе в сцене приезда бая со сватами, - это все шло от
Бюнюэля. Ко времени «Первого учителя» на меня все большее
влияние оказывал Куросава. Первым открытием был «Расемон», потом начались наши
поездки с Тарковским в Белые столбы, где мы посмотрели «Семь самураев», «Трех
негодяев в скрытой крепости», «Красную бороду», «Телохранителя». Это было
время, когда мы писали «Андрея Рублева». Стилистика Куросавы у Тарковского во
многом отложилась на этой картине, а у меня - на «Первом учителе». Там даже
есть мизансцена, целиком взятая у Куросавы: крестьяне, сев в кружок, горюют.
Так что, если по-честному, я с ним должен был бы поделиться своими
постановочными. Огромная была по тем временам сумма: две тысячи рублей! Куросава был для меня открытием еще одного измерения
в искусстве кино. У него настоящее чувство эпического. Недаром он, быть может,
единственный, способен передавать на экране Шекспира: «Трон в крови»
-«Макбет», «Ран» - «Король Лир». Думаю, что и мне тоже близко чувство
эпического. Эпический характер, трагический характер - вещь сложная. Я уже
«Первого учителя» снимал с ощущением трагизма, мне хотелось сделать не драму,
а нечто подобное греческой трагедии. Эпичность по-настоящему заключена в
характере, в его 140 масштабах. «Король Лир» - никакая массовка не нужна,
один человек на пустой земле разговаривает с небом. Влияние на меня Куросавы не прошло до сих пор и не
пройдет никогда. Его язык, его кинематографическая техника доказали, что
длинная оптика в кино дает большее ощущение правды, чем короткая. Никогда не забуду его использования рапида: в «Семи
самураях» самый молчаливый самурай выходит на бой с противником и стоит
совершенно неподвижно. Затем один быстрый взмах саблей, и тело на рапиде падает
в пыль. Чрезвычайно мне дорого в Куросаве и то, что он не
гнушается никаким жанром. Хотя наиболее силен он в трагедии, но снимал и
комедии, и клоунады, и драмы, пьесы Горького и романы Достоевского - пробовал
себя во всем, и потому скорее подобен театральному, а не кинематографическому
режиссеру, снимающему всю жизнь только один фильм, создающему один мир.
Куросава пытался создать разные миры, что лично мне очень дорого, поскольку в
мировом кино не так много режиссеров, успешно работающих в разных жанрах.
Дэвид Лин очень большой режиссер, но он всю жизнь снимает один и тот же фильм.
Из американских режиссеров не таков, пожалуй, только Джон Форд. Из европейских
- Бергман, хотя в кино он далеко не так свободен, как в театре. |