Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Что такое Бюнюэль? Это Испания, испанское соединение
страсти, образной безжалостности и раскаленного духовного пейзажа. До него я не
представлял себе, что можно вот так, как липку, ободрать человеческий
характер, заглянуть в то, что Достоевский называл «обнаженная бездна души».
Наверное, это первый из художников, который не боялся быть таким жестоким в
кино. В литературе уже до того был Селин, Жан Жене, уже был Генри Миллер - они
не боялись этой обнаженной жестокости. Я говорю не о Бюнюэле времен
«Андалузского пса»: разрезание бритвой коровьего глаза - это было пока что
лишь обнажение_бездн_эстетики, к обнажению бездн души ещё надо было прийти. Он
сделал это в «Назарине», «Лос Ольвидадос», в «Виридиане» - там это игра
провоцирующими, шокирующими изображениями. Почему подобная жестокость имела
право на существование? Потому что она никогда не была жестокостью во имя
смакования жестокости. За ней всегда ощущалось содрогание художника от
необходимости такое показывать. Когда смотришь фильмы Квентина Тарантино,
видишь, что режиссер от жестокости не содрогается - он облизывается. Бюнюэль,
как и Бергман, обнажая бездны, страдает сам. Когда маль- 138 чишки безжалостно избивают калеку в «Лос Ольвидадос»,
безногого, слепого, закидывают его камнями, чувствуешь, как мучительно
художнику показывать это, «Назарин». Не могу понять, почему он произвел на меня
такое впечатление. Показал мне его Том Лади в Сан-Франциско в начале 80-х, уже
после моего отъезда в Америку, мы смотрели картину вместе с Ширли Мак-Лейн. То
ли у меня было такое общее состояние подавленности, то ли ностальгия замучила,
но после картины у меня просто был нервный срыв. Никогда не считал себя
слезливым, но тут не мог остановить слез. Что-то сдвинулось в душе, озябшей от
страха и тоски в чужой стране, и вдруг хлынуло чувство благодарности и боли от
ощущения красоты мира... Был момент, когда Бюнюэль как художник умер, возродился
он благодаря великому французскому продюсеру - Сержу Зильберману, с помощью
которого он снял один за другим три свои шедевра - «Дневную красавицу»,
«Тристану» и «Скромное обаяние буржуазии». В них особо ощутимо чувство юмора, Бюнюэлю всегда
свойственное, Он никогда не пугал с надсадным серьезом; юмор его был
саркастичен, но это всегда был юмор. Если рассматривать фильмы Бюнюэля с той же длительностью
и пристальностью, которой требует разглядывание картин Миро, открывается много
неожиданного. Интенсивность разглядывания человеческого характера приводила
его к удивительным картинам, таким, как «Дневник горничной». Вроде все, как в
жизни, вроде никакого сюрреализма. Нет, просто здесь новое понимание
сюрреализма. Мы-то думали, что сюрреализм -это образы Кокто или «Андалузского
пса», ранней ленты Бюнюэля и Дали. А Бюнюэль с течением лет очень сильно
изменился. Он все больше уходил от трансформации механического, трансформации
внешнего мира к трансформации мира внутреннего. Все его герои ведут себя |