Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Мне потом рассказал Цибульский, что Вайда показал ему
фильм с Джеймсом Дином и сказал: - Запомнили повторяй все то, что он делает. Играй точно так же. Я еще не знал, кто такой Джеймс Дин. Для себя я открыл
его через Цибульского. Первую свою курсовую работу на сцене я делал, под- 136 ражая, как мог, пластике Вайды. Первый раз делал
что-то свое, и это «свое» было подражанием. Для меня начиналось познание кино, познание многих
авторов, многих фильмов. Американское кино на меня влияло совсем немного,
практически не влияло вообще. После «Пепла и алмаза» пришел черед влияния Ламориca с
его поэтикой, условностью, красотой, даже красивостью формы. Тогда мы работали
вместе с Андреем, и это влияние видно и в его «Катке и скрипке», и в моем «Мальчике и голубе». Почему Ламорис так на нас повлиял? Он еще раз сломал
наше представление о кино. «Белая грива», «Красный шар», «Приключения золотой
рыбки» (это, правда, не его фильм, а его оператора Эдмона Сешана, но в нем та
же эстетика), «Путешествие на воздушном шаре» - эти фильмы подняли на новый
виток звуковое кино. Диалога в фильмах не было, сюжет развивался вне слов, но звук при этом играл очень
важную роль. Это было как бы чистое кино, очень непростое по форме,
привлекательное еще и тем, что оно не требовало звезд, даже вообще актеров. Ему достаточно было очень немногих
типажей, в нем действовали бессловесные или вообще неодушевленные персонажи
(лошадь, рыбка, надувной шарик, мальчик), а это значило, что подлинный автор -
режиссер, что он насыщает своим отношением весь окружающий мир, делает его
антропоморфным, делает его своим. Поэтическая метафора Ламориса пришла в Россию одновременно
с «Маленьким принцем» Экзюпери и модой на Экзюпери. Их мироощущения в моем
восприятии как бы слились воедино. Не сомневаюсь, что идеи поэтического
кинематографа у Тарковского складывались под очень существенным влиянием
Ламориса. В своем подражании Ламорису я опоздал на год, к тому
времени мы сделали новое открытие: Бюнюэль. «Лос Ольвидадос» («Забытые»),
«Виридиана», ощуще- 137 ние очень чувственного кино, выразительная сила уродливости,
острота образов, некоторая их абстрактность — все это заметно отразилось в
«Ивановом детстве». А парящая мать из «Лос Ольвидадос» просто впрямую перекочевала
в «3еркало», очень мощный шокирующий образ. Бюнюэль открыл нам то, что русское
кино открыть не могло - сенсуализм. По серьезному счету, силу сенсуализма у нас
чувствовали очень немногие режиссеры - Барнет в «Окраине», Николай Экк в
«Путевке в жизнь». Есть, конечно, очень мощные куски у Эйзенштейна, но у него
образ всегда имеет более литературное содержание, нежели чувственное -у Бюнюэля
сенсуализм замешан на латиноамериканском поте, буквально можно было осязать
лоснящуюся кожу. |