Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я приехал сокращать сценарий. Работали, безжалостно
выбрасывая целые линии. Возвращался обратно с ехавшим со съемок Роланом
Быковым. Мы с ним серьезно назюзюкались в поезде, с нами ехала ассистентка
Тарковского - из-за нее мы, собственно, и назюзюкались... Я уехал снимать «Асю», с головой погрузился в свои
проблемы. Прошло около года. «Рублев» был закончен, его положили на полку.
«Ася» тоже была закончена, и ее тоже положили на полку. Я посмотрел «Рублева»,
у меня возник ряд соображений. Попытался убедить Андрея сократить картину. - Коммунисты тоже считают, что надо сокращать. - Ты сделай вид, что выполняешь их поправки. А сам
сокращай только там, где ты хочешь. Сохрани то, что тебе нужно, но картина-то
длинна. Длинна, понимаешь? — Это ты ничего не понимаешь. 126 Опять ясно проглядывался наш разлад. «Рублева» и «Асю Клячину» запретили одновременно.
Судьба нас как бы вела вместе. Художники, которые растут вместе и чувствуют масштаб
друг друга, относятся друг к другу очень настороженно. В этом нередко какая-то
почти детская ревность. В этом детстве художник, в известном смысле, и живет в
любом своем возрасте. Что скрывать (пустячок, а приятно), есть чувство легкого
удовлетворения, когда у твоего соперника картина не получается! Хотя мы делаем
серьезное лицо, показно переживаем, говорим: «Жалко. Не получилась картина».
Ликования при этом и в самом деле нет, но все-таки слегка приятно. Что это?
Почему? Правда же, в этом что-то детское. Успех ровесника, а хуже того - младшего коллеги, —
вещь очень болезненная. Скажем, успех младшего брата. Брату старшему
полагается иметь все раньше, чем младшему. Я наблюдал за собой эти моменты... Нет, об этом позже, пока о Тарковском. Ревнивое желание хотя бы одним глазом подсмотреть, что
делает Тарковский, быть в курсе его работ и замыслов было, естественно, и у
меня. Точно так же и Андрея интересовало, что я снимаю. Помню, как-то
вернувшись домой, я увидел недопитую бутылку водки, почти пустую, рядом на
стекле письменного стола стояла пишущая машинка, лежало несколько отпечатанных
страниц - Андрей куда-то ушел. Тогда он жил у меня. Я заглянул в страницы -
это было воспоминание о матери, был там и какой-то невнятный рассказ о
военруке, который потом появился в «Зеркале». На сценарную прозу это было никак
не похоже - чистой воды литература. Кончался рассказ удаляющимся лицом матери
в подъезде. Написано все было за четыре-пять часов, пока я отсутствовал. Вскоре вернулся Андрей, уходивший, как оказалось, за
следующей бутылкой. - Ну как? - спросил он. 127 - По-моему, абракадабра. - Ты опять ничего не понял... После смерти Андрея появилось немалое число людей, в
обильных подробностях описывающих свою приобщенность к его творчеству,
рассказывающих, какими соратниками они ему были. На деле же соратников у него
было немного. Ему нужны были не соратники, а «согласники». люди поддакивающие
и восхищающиеся. Ну что ж, это тоже потребность художнической души. Вспоминаю
слова Рахманинова, который тоже был человеком болезненно, исключительно
мнительным. От своей жены, говорил Рахманинов, художник должен слышать только
три вещи: что он гений, что он гений и что он абсолютный гений. |