Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Александр Мишарин, писавший с Тарковским сценарий
«Зеркала», писал потом, какой организующей силой он был для Андрея, как тот в
нем нуждался. Может быть, может быть... А может и не быть. Видение «Зеркала» задолго
до начала участия Мишарина в работе уже было в тех самых страничках, которые
лежали у меня на столе. В ту пору у нас еще не было конфликта. Пока еще только
возникала холодноватость в отношениях. Андрей не позволял никому из друзей себя
критиковать. От Отара Иоселиани я недавно узнал об одном любопытном
случае. Рассказал он мне о нем на фестивале в Сан-Себастьяне, где был членом
жюри, а я прилетел получать Гран-при за «Гомера и Эдди». За кулисами, в
пыльной темноте, пока мы распивали бутылку водки (я - на голодный желудок,
прямо с самолета - на церемонию), Отар рассказал мне, как однажды пришел к
Андрею. Вокруг за столом было обычное окружение Тарковского. - Ну как тебе «Зеркало»? - спросил он. - По-моему, вещь путаная, длинная, - сказал Отар
свойственным ему отеческим тоном. Возникла тяжелейшая пауза, все, потупив глаза, замолчали.
Андрей бросил быстрый взгляд по сторонам, сказал: - Ему можно. 128 Все тут же оживились. Боялись скандала, но пронесло.
Это уже был Андрей времен «Зеркала». Собираясь делать «Солярис», Тарковский предложил мне
писать вместе с ним сценарий. Я рассказал, как, на мой взгляд, это надо делать.
Ему мои предложения не понравились, в них все было слишком логично. Я все-таки
вынес некоторые уроки из «Рублева», меня интересовала структура вещи - он же
хотел структуру развалить. Он был захвачен этим, стремлением. Мы встретились как-то в монтажной, это было уже после
«Дяди Вани», ему картина очень понравилась, он меня за нее простил («Ася
Клячина» ему тоже очень нравилась). - Понимаешь, - сказал он, - я снял картину, она не
складывается. - Я тебе три года назад говорил, что не сложится. - Ну да! А ты знаешь, что я сделаю? Я вообще все перемешаю,
чтобы никто ни хрена не понял! - И озорно по-детски (очень хорошо помню его
улыбку) захохотал. - Поставлю конец в начало, середину - в конец. Он сидел и переставлял эпизоды «Зеркала» на бумажке,
пытался перегруппировать структуру в абсолютно абстрактный коллаж. Ему
удалось. Он разрушил связанность рассказа, никто ничего не понимал. Но
было ощущение присутствия чего-то очень значительного, кирпичи-то были золотые. Потом приехал представитель Каннского фестиваля отбирать
картину. Естественно, спросил про «Зеркало». Естественно, Ермаш сказал, что
картина не готова, хотя в черновом монтаже она была уже готова. Естественно,
был устроен тайный просмотр с протаскиванием обманными путями через проходную
иностранца. Помню Андрея, бегущего по коридору, потного, с коробками пленки.
Боже мой, что была за жизнь! Классик советского кино таскает коробки, чтобы
показать свой шедевр. И при этом умирает со страха, что его застукают. Если
вдуматься, это не что |