Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Потом Ливанов уехал сниматься, а мы с Андреем решили
не ждать и сели работать. Поехали на юг, начали обсуждать тему, стала
появляться история. Когда Ливанов вернулся, мы сказали: «Вася, поезд ушел. Мы
написали без тебя». Мы перед ним в долгу. 124 Тарковский не думал снимать Ливанова, хотел снимать
Смоктуновского. Мы предложили Кеше сценарий, но перед ним стал выбор: кого
играть — Рублева или Гамлета? Он выбрал Гамлета. Сценарий мы писали долго, упоенно, с полгода ушло
только на изучение материала. Читали книги по истории, по быту, по ремеслам Древней
Руси, старались понять, какая тогда была жизнь, - все открывать приходилось с
нуля. Андрей никогда не мог точно объяснить, чего он хочет.
Всегда говорил о вещах, не имеющих отношения к характерам, к драматургии. - Вот, - говорил он, - хочу это ощущение, когда
клейкие листочки распускаются. Попробуй из этого сделай сценарий! Ощущения у него
подменяли драматургию. Сценарий распухал, в нем уже было двести пятьдесят
страниц. К концу года работы мы были истощены, измучены,
доходили до полного бреда. Знаете, что такое счастье? Это когда мы, окончив
сценарий под названием «Андрей Рублев», сидим в комнате и лупим друг друга изо
всех сил по голове увесистой пачкой листов - он меня, я его - и хохочем. До
коликов. Чем не сумасшедший дом! Помню последний день работы над сценарием. Мы кончили
часов в пять утра, в девять решили пойти в баню. Он поехал с драгоценными
страницами к машинистке, я - в баню. Заказал номер, полез в парную. Когда
вылез, упал - руки-ноги отнялись, давление упало. Думал, умираю. Голым, на
карачках выполз из номера. Приехал врач, сделал мне укол камфары, сказал: «Закусывать
надо. И пить меньше». Врач уехал, приехал Тарковский, тоже весь синий. Мы
полезли париться... Моменты напряжения в наших отношениях, возникавшие и
прежде, стали все более проявляться по ходу съемок «Рублева». Андрей позвонил:
«Приезжай. Cценарий разбухает». Написан сценарий был талантливо, но
недостаточно 125 профессионально. Слишком много было всего - на мой
сегодняшний взгляд. Очень много хорошего сценарного материала в картину не
вошло. Хороший материал - еще не означает, что будет хороший фильм. Кирпичи
могут быть и из золота, но кирпичи еще не делают архитектуру, архитектонику.
Думаю, что новелла о колоколе могла бы заменить всего «Рублева». Очень мощный,
очень красивый символ. Когда картина была уже кончена, я сказал: - Знаешь, Андрей, гениально было бы просто развить
один «Колокол», так и назвать — «Колокол». А на самом деле это был бы «Рублев»,
все там было бы, картина не обеднела бы. Но картина стала разваливаться на новеллы, от каких-то
из них вообще пришлось отказаться.(«Чума» вся целиком не вошла в фильм, а это
был большой образ, очень для картины важный. Царская охота на лебедей не вошла,
остался только один убитый лебедь. Большие куски не вошли, да и не могли войти
- слишком много всего было написано. Много, подробно - ни в какую цельную
композицию не укладывалось. |