Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Ну как же? Все-таки я соавтор сценария. - В титрах тебя нет. Я не ожидал, что разговор примет такой оборот. - Сволочь ты! Засранец! Я с тобой разговаривать не
буду! - Ну и не надо, - сказал он. Я побежал вниз по лестнице. Он догнал меня. - Не приходи больше сюда. Он оставил эти куски и оказался прав. Куски были замечательные.
Они шокировали. Это была очень рискованная эстетика - дорога по лезвию бритвы,
я до нее тогда не дорос. Дружба наша продолжалась, хотя наши пути уже начали
расходиться. Я стал вырастать в режиссера, у меня определялась своя точка
зрения, я утверждал ее. К этому же времени относятся наши размышления о длине
отдельного статичного плана. Мы были увлечены проблемами экранного времени.
Какой длины кадр способен выдержать зритель, если на экране ничего не
происходил? - Интересно, - говорил Андрей, - почему, когда кадр
начинается, смотреть поначалу интересно, Потом зрителю делается скучно. На
экране опять ничего не меняется - уже совсем скучно. «Когда же что-то произойдет?»
- думает зритель. И здесь, хотя на экране по-прежнему все то же самое, у
зрителя опять возникает интерес, уже на другом уровне. «Если так долго показывают,
— догадывается он, — значит это имеет смысл. В чем этот смысл?» 123 В прологе «Первого учителя» я этим принципом воспользовался,
поставил неподвижные, неимоверной длины планы. Еву Михайловну Ладыженскую,
монтировавшую картину, это приводило в ужас, я ее возражений не принял. Но у
меня этот прием был использован как исключение, Тарковский сделал его правилом,
распространил на весь фильм целиком. Мы спорили, каждый остался при своем. Наши отношения с Андреем начали подспудно напрягаться.
Думаю, происходило это из-за ощущения соперничества - можно назвать это и
ревностью. Помню лето 1963 года. Мы сидели на даче, возник какой-то
спор. Андрей стоял у окна. Лил дождь. Андрей повернулся ко мне и неожиданно
спросил. - Ты думаешь, что ты гений? — сказал он. Я не ответил. Возникла пауза,
слышен был только шум падающих на листья капель. Я смотрел на Андрея и точно
знал, что он думает. Думает, что гений - он, а не я. Уже до этого возникло
соперничество (все-таки я лев: у львов чувство собственной значимости очень
развито). Замыслом «Андрея Рублева» мы с Тарковским обязаны Васе
Ливанову. Он пришел к нам и сказал: «Давайте делать фильм о Рублеве».
Предложение было очень неожиданно. Позже я думал, откуда Васе пришла эта идея.
В начале 60-х русская иконопись постепенно, шаг за шагом стала признаваться
официальной властью. Вася был молод, красив, очень подходил к роли Рублева:
длинное лицо, тонкий нос. В совсем недавно открывшемся музее Андрея Рублева в
Андронниковом монастыре был выставлен его Спас, и чем-то черты этого Спаса
напоминали Васю. Может быть, от этого сходства и пришла ему идея фильма? |