Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Думаю, и Андрей вернулся из Венеции абсолютным
западником. Если он сам и не знал, что внутри себя таков, то теперь уже не мог
этого не чувствовать. Италия его ошеломила, обожгла навсегда. «Андрея Рублева»
он делал с прицелом на Венецию, не случайно даже вставил в финальную новеллу
итальянских послов. В Канне картина оказалась по чистой случайности. Копия была
готова уже в феврале, но начались проблемы, поправки, ни о каких фестивалях и
речи быть не могло. Потом на какой-то момент ситуация вроде как утряслась,
«Сов-экспортфильм» продал «Рублева» вместе с еще шестью картинами, «Войной и
миром» и другими, французскому бизнесмену Алексу Московичу. Москович привез
картину на кинорынок в Канн. К этому времени опять возникли проблемы, Госкино
пыталось картину отозвать, Москович сказал: 121 - Ничего не буду отдавать, я уже заплатил за копии. Картина появилась в Канне вопреки советской власти,
представлена была не от СССР, была во внеконкурсном показе, потому получить
могла только премию критики. Успех был сногсшибательный: все знали, что
большевики хотели «Рублева» снять с показа, то есть что он запрещенный. Не
было бы всей этой свистопляски, картину нормально показали бы предшествующей
осенью в Венеции... Конечно, тогда, в 1962-м, Андрей имел полное право
чувствовать себя единственным реальным победителем Венецианского фестиваля. Но
и мне тогда было чем гордиться, кое-что для успеха его «Иванова детства»
сделал и я. Своего героя, Колю Бурляева., он взял по моей рекомендации.
До этого Коля снимался у меня в «Мальчике и голубе». Совершенно случайно на
улице Горького я встретил забавного хрупкого паренька, он показался мне
занятным. - Мальчик, хочешь сниматься в кино? - сказал я. На
такие вопросы всегда сразу отвечают: «Хочу!» Коля не спешил с ответом. - А вы откуда? - Я из ВГИКа. - Покажите документы. Я показал ему студенческий билет. Только после этого
он стал со мной разговаривать. Будущего борца за православную и славянскую
идею, за общенародную трезвость в мальчике предугадать тогда было трудно. Нормальный
шибздик. Миша Кожин, оператор «Мальчика и голубя», звал его не иначе как
«п...деныш»: «П...деныш, иди в кадр!» Потом он попал в «Иваново детство», потом - в «Рублева».
Состоялась карьера. Бурляев очень интересный артист. С романтическим порывистым
талантом. Уже тогда, когда делалось «Иваново детство», у меня с
Андреем стало возникать ощущение конфликтной ситуации. Тарковский позвал меня
к себе в монтажную, по- 122 казал кусок намонтированной хроники: обгорелые трупы
семьи Геббельса, еще какие-то трупы - шокирующие кадры. Меня передернуло. - Это в картине не нужно, — сказал я. - Ты ничего не понял, — сказал он. — Это как раз и
нужно. - Нет, я против, - сказал я. - А ты тут при чем? - Андрей заиграл желваками. |