Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Сколько я потом ни ездил, чего только в Париже ни
видел, но сильнее этого чувства не испытал. ГЕНА
Домой в Москву я бережно вез огромную двухлитровую
бутылку дешевого итальянского вина - для Гены Шпаликова. Мы с ним в то время
уже работали вместе над сценарием для моего диплома, он назывался «Счастье».
Писать с Андреем у меня не получалось. Мы сделали сценарий для него, я сказал:
«Теперь давай писать для меня». Он согласился. Но работа не ладилась - он увял.
Писать он мог только для себя, у него был свой мир, он в нем жил. Поэтому
сценарий для своего, пока еще неясно какого диплома я готовил с Геной. Мы
встретились, пошли в зоопарк - он очень любил это место. Сели за столик. Гена
сказал: 119 - Расскажи про Париж. Я рассказывал, мы пили вино. На мне были новые джинсы,
купленные на Федины доллары, Шпаликов завидовал. - Я тоже поеду за границу, - сказал он, когда бутылка
была допита. - Куда? - Во Вьетнам. Воевать. Ему очень хотелось за границу, но никуда не пускали.
Как Пушкина. Поэтому он придумал эту утку про Вьетнам и не мне одному ее
подпустил. Я гляжу на старые фотографии. Вот Гена с Инной и
маленькой Дашей. Я был ее кормильцем, выкормил, можно сказать, собственным
молоком. У Инны молока не было, у Гены не было никакого транспортного средства.
Чтобы избавить их от необходимости ездить в Москву, я гонял на велосипеде от
Николиной горы в село Успенское, к кормилице - два раза ежедневно. Сценарий «Счастье» получался странный. Он состоял из
моментов счастья очень разных характеров. С момента счастья начать фильм очень
трудно. Это возможно в музыке. Так начинается Первый концерт Чайковского -
сразу счастье. В кино это сложнее. Получается не счастье, а информация о
счастье. В музыке нет момента информации, информация не может быть абстрактной.
Она — вещь рациональная, интеллектуальная, знаковая: человек умер, человек
женился. Эмоция конечно, с информацией связана, но она возникает потом. Величие
музыки в том, что вся она — чистая эмоция. С Геной у меня рабочие отношения не складывались, он
не мог не пить. Конечно, симптомы алкоголизма у него были. Думаю, он и
самоубийством кончил в момент алкогольной депрессии. Помню, Генке очень нужны были деньги, я одолжил, он
написал мне расписку - в стихах. 120 Я был в достаточной мере жесток к нему. Не стану оправдываться,
но у меня было два таких друга (Гена — один из них), подававших колоссальные
надежды. Но когда они для меня их не оправдывали, я отдалялся. Не мог с ними
общаться. Глупо, наверное. Они давали мне обещания, что больше такого не будет,
что станут совсем другими людьми, - ничего не менялось, все начиналось
заново, это меня совершенно выбивало из колеи отношений, которые мог бы считать
нормальными... РЕВНОСТЬ
В Москву я вернулся обожженный Западом. Рим, Венеция,
Париж - это все разом свалилось на мою советскую голову, хоть и комсомольскую,
но уже достаточно прогнившую. У меня и так была предрасположенность к
тлетворным влияниям (дед - сезаннист, мать говорила всю жизнь по-английски), а
тут уже был нокаутирующий культурный шок. |