Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Когда я собрался снимать «Первого учителя», мы долго
беседовали с ним, он написал мне очень хорошее рекомендательное письмо в
Госкино. Сценарий надо было защищать, на него уже начались нападки. Письмо Ромма
помогло избежать поправок. У Михаила Ильича можно было поучиться и его огромному
искусству уважать людей. Посмотрев привезенный из Киргизии материал, он
сказал: - Я думаю, ты сам во всем разберешься. Если в чем-то
нужен мой совет - спрашивай. Сам я не хочу говорить ничего. Мне кажется, ты уже
профессионал, мои замечания тебе не нужны. Он уважал свободу каждого, право художника на собственные
ошибки, необходимость самому их познать и понять. Материал «Первого учителя»
был неплохим, но допускал возможности многих решений. Ромм посоветовал мне
взять на монтаж Ладыженскую. К тому времени она уже была на пенсии, монтировала
«Фитили», но по 100 такому случаю вернулась на студию. У меня с ней были
безумные, чуть не до драки, ссоры по поводу длины кусков. Она безжалостно
резала их, а мне хотелось все сделать длиннее. Кое-что я отвоевал и о
том не жалею. Речь о первых, очень долгих вступительных кадрах в картине. Они
длинней, чем-то, казалось бы, необходимо. Но это и создает ощущение
остановившегося времени, помогает втянуться внутрь экрана, проникнуться
интересом к тому, что за ними должно последовать. Для своего дипломного спектакля мы взяли «Салемские
колдуньи» Артура Миллера. Яшин и Смирнов делали первый акт, я - последний. Проктора играл Володя Ивашов. Я играл его же, но во
втором составе. Помню наши ночные репетиции, что-то в спектакле не ладилось.
Михаил Ильич пришел нас выручать. Он, на свое несчастье, заглянул просто посмотреть,
что получается, а просидел с нами почти всю ночь, монтируя спектакль. Очень
мало таких людей на свете. Сейчас особенно мало. Благороден он был чрезвычайно. Думаю, дело здесь не
просто в интеллигентности - дело в культуре. Ромм был человек высокой духовной
культуры, требовательный к себе. По его картинам видна его духовная эволюция. Интересно, что по наследству от Ромма ко мне перешли
его монтажеры - сначала Ева Михайловна Ладыженская, потом Валя Кулагина,
монтировавшая с Роммом сначала «Обыкновенный фашизм», потом незавершенные
«Великую трагедию» и «День мира». Очень не случайно, мне думается, увлечение
Ромма под конец жизни документальным кинематографом. На его пути была и фикция
исторических лент, где за правду выдавалась хорошо загримированная ложь, и
совсем уж грубая фикция фильмов про капиталистический Запад, а потом он отряхнул
прах и пепел и вошел в другую часть своей жизни, которая, наверное же, была
прямым продолжением первой ее части, и тем не менее это был совершенно но- 101 вый ее этап. После «Девяти дней одного года» его уже
не устраивала и эта, редкая по тем временам мера приближения к правде в
игровом кино, ему хотелось подойти к жизни впрямую, непосредственно, к главным
ee проблемам, концепциям, к их пониманию. |